Чтение без наглядного сопровождения. Если на деревьях листья пожелтели
Осень
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
М. Ходякова
Тематический цикл «Домашние животные» (восьмая неделя)
Занятие 1
Цели. Развивать навык фразовой речи. Обогащать активный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношения к животным.
Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь; лошадка-качалка.
Ход занятия
Игра «Песенки животных»
Воспитатель показывает детям игрушки (кошку, козу, корову, лошадь). С помощью рифмовок он знакомит малышей с каждым животным, побуждая их к повторению звукоподражаний.
Кошечка идет, песенку поет:
— Мяу-мяу, мышку я поймаю.
Козочка идет, песенку поет:
— Ме-е, ме-е. дайте травку мне.
Коровка идет, песенку поет:
— Му-у, му-у, молока кому?
Лошадка идет, песенку поет:
— И-го-го, и-го-го, возить грузы нелегко.
Воспитатель сообщает детям, что кошка, коза, корова, лошадка—это домашние животные, которые живут с человеком и приносят ему пользу.
Дети вместе с педагогом рассматривают зверей, выделяя их внешние признаки. Он еще раз выясняет у малышей, какие «песенки поют» кошка, коза, корова и лошадь.
Игра «Лошадка-качалка»
Воспитатель по очереди качает детей на лошадке-качалке и в такт проговаривает следующие строки:
А у нас живет лошадка.
Нам на ней качаться сладко,
Качи-качи-качи-кач,
Ты, Наташенька, не плачь.
Игра проводится ежедневно во время и вне занятий. Постепенно дети заучивают стихотворение наизусть.
Занятие 2
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игры речью. Обогащать активный словарный запас по теме.
Наглядный материал. Игрушки: корова, коза.
Ход занятия
Игра «Играем с животными»
Воспитатель показывает детям игрушки и спрашивает: «Кто это? (Корова, коза.) Как кричит корова? А коза?» Малыши внимательно рассматривают животных, а педагог проговаривает следующие строки (2—3 раза), побуждая детей к хоровому повторению.
Вот коровка к нам идет, Деткам молочко несет И кричит: «Му-му, Молочка кому, кому». У нее острые рожки, У нее четыре ножки, Вот живот, вот спина, Машет хвостиком она.
Прибежала к нам коза,
Вот бородка, вот глаза,
На головке — рожки,
Вот четыре ножки.
Копытами пляшет,
Хвостиком машет,
Ме-е, ме-е, ме-е, ме-е,
Дайте травку мне.
Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отмечают их особенности.
Занятие 3
Цели. Развивать навыки связной речи. Учить детей вслушиваться в связный рассказ и улавливать сюжет. Способствовать усвоению понятий один, много, ни одной. Способствовать сенсорному воспитанию.
Наглядный материал. Три маленьких и одна большая собачки, дом, машина, коробка.
Ход занятия
Игра «Собачки испугались»
Педагог читает детям рассказ и с помощью игрушек разыгрывает происходящие в нем действия:
«Собачка пошла гулять. Подбежала к ней еще одна собачка. Потом еще одна. Теперь их много. Они маленькие. Вдруг прибежала большая собака.
Она лает: „Гав-гав-гав". Испугались маленькие собачки и разбежались. Одна собачка спряталась в домике, другая залезла в машину, а третья собачка прыгнула в коробку. Нет ни одной собачки. Убежала и большая собака».
Затем он читает рассказ еще раз и побуждает малышей к повторению.
Чтение без наглядного сопровождения
Коза(потешка)
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая —
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает,
Забодает, забодает...
Киска (потешка)
Киска, киска, киска, брысь,
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет...
Тематический цикл «Домашние животные» (девятая неделя)
Занятие 1
Цели. Учить детей вслушиваться в речь воспитателя и точно выполнять его словесные инструкции. Ввести в пассивный словарь конструкции с предлогом с.
Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие животных (по 5 шт.).
Ход занятия
Игра «На игрушку посмотри и картинку подбери»
Воспитатель выставляет на столе игрушки и картинки. Он называет игрушки и показывает детям картинки, тоже называя их: «Это игрушка, а это картинка. Вот собачка и здесь собачка...» Затем педагог вызывает кого-нибудь из детей, показывает ему игрушку, просит назвать ее и найти картинку с ее изображением. («На игрушку посмотри и картинку подбери».) Потом воспитатель вызывает следующего ребенка и т. д.
Игра «Положи рядом»
Педагог показывает ребенку картинку и спрашивает, кто на ней изображен. Ребенок отвечает. Воспитатель предлагает малышу положить картинку рядом с соответствующей игрушкой, например: «Таня, положи эту картинку рядом с коровой. Маша, положи эту картинку рядом с кошкой. Андрей, положи эту картинку рядом с коровой...»
Занятие 2
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь воспитателя; сопровождать игру речью; внимательно рассматривать предметы и отмечать их детали. Обогащать активный словарный запас детей. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Наглядный материал. Игрушки: кошка, собака; лукошко, книга.
Ход занятия
Игра «Играем с животными»
Воспитатель демонстрирует детям игрушки, спрашивает, как они называются. Затем он читает стихотворения о каждой из них. сопровождая чтение соответствующими действиями.
Кошка
Принесла я вам лукошко,
В ней сидит большая кошка,
Шерстка очень гладкая,
Кошка очень мягкая.
Вот глазки глядят,
Вот ушки торчат,
Вот с усами ротик,
Вот пушистый хвостик,
Вот четыре лапки,
А на них царапки.
Собачка
Ты, собачка, не лай,
Дай мне лапку, дай, дай.
Ты, собачка, не лай,
Лучше хвостиком виляй.
Ты, собачка, не лай,
Лучше книжку почитай,
Ты, собачка, не лай,
А ложись-ка бай-бай.
Дети вместе с педагогом рассматривают животных, отмечают их особенности. Затем воспитатель читает стихотворения еще раз, побуждая малышей к совместному повторению текста.
В конце занятия воспитатель предлагает ребятам поиграть с игрушками.
Занятие 3
Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлоги в, возле; выполнять словесные инструкции и рассказывать о проделанной работе.
Наглядный материал. Игрушки: кошка, лошадь, собака, поросенок, коза, корова.
Ход занятия
Игра «Куда прыгнула собачка?»
Воспитатель показывает детям собаку и сообщает, что она очень любит играть и прыгать. Он демонстрирует малышам, как прыгает собачка, и спрашивает: «Куда прыгнула собачка?». Дети отвечают хором полными предложениями: «Собачка прыгнула в коробку (ящик, машину, корзинку, сумку, шкаф, коляску...)».
Игра «Поставь возле»
Воспитатель расставляет на ковре животных (кошку, лошадь, собаку, поросенка, козу, корову) и просит детей назвать их. Затем педагог дает кому-нибудь из малышей еще одну собачку и просит: «Таня, поставь собачку возле коровы». Ребенок выполняет просьбу, а воспитатель спрашивает: «Куда ты поставила собачку?» Ребенок по возможности отвечает полным предложением: «Я поставила собачку возле коровы».
Далее воспитатель по очереди обращается к другим детям: «Дима, поставь собачку возле кошки. Маша, поставь собачку возле лошадки. Вова, поставь собачку возле собачки. Миша, поставь собачку возле козы. Лена, поставь собачку возле свиньи».