Упражнение 1 (психогимнастика).
Инструкция:
Сейчас мы с вами будем выбирать из двух желаний то, которое кажется вам наиболее привлекательным. Но сначала поделимся на пары. Для каждого парой будет тот, кто сидит напротив него, строго по диаметру (называем по имени, кто для кого становится парой).
Задание следующее:
Два человека (пара) становится напротив друг к другу. (Все остальные участники в этот момент стоят свободно, немного в стороне). Задача: громко и четко, при этом одновременно называть желание. Остальные участники должны выбрать из 2-х желаний то. Которое им ближе и встать рядом с тем из двоих, чье желание совпадает с его желанием, ближе ему.
Упражнение 2.
Игра "Путаница".
Упражнение 3.
Инструкция:
Мы сейчас с вами поработаем и поиграем на бирже желаний. Но сначала каждый из вас должен на отдельном листочке написать названия тех событий, которые вам хотелось бы "иметь" в собственной жизни или тех, которые вам кажутся очень привлекательными, но вы считаете их трудно достижимыми и т.п. При этом на обратной стороне листочка вам надо оценить их по 10бальной шкале по следующим параметрам: на что направлено это событие и на сколько баллов:
А - на развитие (определите насколько это событие способно вас развивать);
Б - на безопасность (т.е. насколько это событие ориентировано на достижение комфорта и вашей безопасности);
Д - на других (их развитие, благополучие, комфорт и т.п.);
Е - на себя (т.е. на свое благополучие, комфорт, "каприз" и т.п.).
Помните количество событие на бирже- ограничено. Для начала вы можете взять по 4-5 листочков. Сосредоточьтесь, подумайте и напишите желанные события вашей жизни и оцените их.
В своем блокноте отметьте "Стоимость" каждого из написанных вами событий. Теперь начнем обменивать наши "ЦЕННЫЕ БУМАГИ - СОБЫТИЯ" НА ДРУГИЕ, также важные и ценные для нас. Когда вы обменяете одно свое событие на другое, не забывайте в блокноте отмечать "Стоимость" вновь приобретенного события (в соответствии с пунктами А,Б,Д,Е). После завершения операций посчитайте свои достижения - баллы по каждой из шкал.
В общем кругу обмениваемся впечатлениями, идеями.
Упражнение 4.
Инструкция:
Сейчас мы с вами займемся достаточно серьезной работой. Предлагаю вам записать те желания, которые вы хотели бы претворять с свою жизнь (3-5). Четко сформулируйте чего вы хотите. Объединитесь в малые группы по 3 человека (в крайнем случае по 2 или 4). Каждый в своей микрогруппе сейчас сообщит об одном наиболее важном и значимом его желании. Остальные должны будут задавать ему вопрос "ЗАЧЕМ ЭТО ТЕБЕ НУЖНО?". Он должен ответить. Вопрос задается еще несколько раз, т.е. его спрашивают "А ЗАЧЕМ ЭТО ТЕБЕ НУЖНО, ЧТО ЭТО ТЕБЕ ДАЕТ ИЛИ МОЖЕТ ДАТЬ" и каждый раз он должен отвечать. Потом тоже самое происходит с другими участниками микрогруппы.
После этого в общем круге мы говорим о том, что ЖЕЛАНИЕ - это как детство жизни, оно дает нам силы, вдохновляет, стимулирует энергию. Но для того, чтобы оно действительно осуществилось - требуется труд взрослого человека. Необходимо предпринимать определенные УСИЛИЯ, шаги, действия, целенаправленную активность, чтобы свои желания воплотить в ЖИЗНЬ. ЖЕЛАНИЯ - ЭТО РАЙ; ЦЕЛЬ- ЭТО ТРУД.
Упражнение 5.
Короткая лекция.
Вводим понятие цели - как желаемого будущего, образа того, чего Я хочу достичь.
УСЛОВИЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛИ:
1. Цель должна быть КОНКРЕТНОЙ и сформулирована в терминах РЕЗУЛЬТАТА, который я хочу получить, предпринимая для этого необходимые усилия и совершая действия.
2. Цель должна быть сформулирована в позитивном ключе (без частицы - НЕ-).
3. Цель должна быть КОНКРЕТНОЙ по времени реализации, т.е должны быть указаны конкретные сроки ее выполнения.
4. Цель должна быть РАЗВИВАЮЩЕЙ, т.е. "двигающей" нас вперед.
5. Цель должна предполагать опору только на собственные силы, т.е. предполагать самостоятельность в ее достижении, должна быть нашим ЛИЧНЫМ достижением.
6. Цель НЕ ДОЛЖНА ПРОТИВОРЕЧИТЬ другим целям. Если есть противоречие, необходимо сделать выбор и брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за этот выбор.
Далее предполагается работа с собственными целями участников группы. Им предлагается сформулировать желания в виде ЦЕЛЕЙ в соответствии с названными критериями.
В общем кругу обсуждаем идеи, чувства, впечатления.
ТЕМА 5: ВСТРЕЧА С МИРОМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Пятый день занятий
Упражнение 1.
Игра "Я умею, а ТЫ?"
Инструкция:
Сейчас мы будем бросать друг другу мячик, говорить о том, что мы умеем делать, при этом спрашивать другого: "А ты?". Тот кто получит мячик, должен будет ответить, умеет ли он это, а потом сказать о себе, что он умеет и бросить мячик еще кому-нибудь из круга и спросить: "А ты?". Мячик должен побывать у каждого и, лучше, если не один раз.
Упражнение 2.
Игра "Банк умений" - 1 этап игры.
Сейчас мы серьезно подумаем над тем, что мы действительно умеем и что мы в принципе могли бы делать, будь в этом необходимость. Для этого каждый из вас на отдельных листочках должен написать, что он умеет делать: на отдельном листочке пишите только одно свое умение. При этом на белых листочках надо писать реальные ваши умения, а на цветном - потенциальные умения. Я буду "работать банком": т.е листочки вы можете брать только у меня. При этом вы можете брать столько листочков, сколько вы вспомните своих умений, и до тех пор, пока банк работает. После того, как БАНК закроется, запись прекращается.
После "закрытия" банка предлагаем в кругу обсудить идеи и впечатления: кто сколько умений вспомнил, у кого какие возникли затруднения и т.д..
Упражнение 3.
Игра "Банк умений" - 2 этап игры.
Инструкция:
Мы продолжаем, сейчас нам надо будет объединиться в команды. Каждая команда олицетворяет какое-то предприятие или фирму. Все умения (реальные и потенциальные), написанные на листочках, вы соединяете вместе. Теперь ваша фирма (или предприятие) имеет свой ФОНД УМЕНИЙ. Это - ресурс фирмы- предприятия.
1. Проанализируйте, какими ресурсами обладает каждая команда - фирма.
2. Подумайте, чем она может заниматься: каким видом деятельности, услуг или может просто, что-то выпускать.
3. Подумайте над основными функциями вашей фирмы.
Ваша следующая задача: сделать РЕКЛАМУ вашей фирме - предприятию и провести рекламную компанию здесь, в кругу. На подготовку дается20-30 минут.
Упражнение 4.
Игра "Реклама индивидуального ресурса".
Инструкция:
А сейчас каждому из вас предлагается прорекламировать свой индивидуальный ресурс. Подумайте, чтобы вы сейчас могли бы предъявить всей группе в качестве своего ОСОБЕННОГО умения, способности и т.п. По очереди каждый выходит в центр круга и рекламирует свой ресурс. Остальные могут выбрать по три ресурса, которые важны вам, и вы бы хотели их приобрести.
Упражнение 5.
Игра "Хочу, могу".
Вариант
Инструкция:
На листе бумаги напишем по 3 высказывания, что я ДОЛЖЕН сделать в ближайшее время, в течение месяца, года, жизни и т.п. При этом каждая строчка должна начинаться со слов: Я ДОЛЖЕН…
Потом по три высказывания, что я ХОЧУ. Каждая строчка должна начинаться со слов: Я ХОЧУ…
После этого напишите по 3 высказывания, что я НЕ МОГУ сделать (например, на получается, нет сил и т.п.). Каждая строчка должна начинаться со слов: Я НЕ МОГУ…
А теперь напишите по три высказывания, чего я БОЮСЬ. Каждая строчка начинается со слов: Я БОЮСЬ…
В кругу зачитаем то, что мы написали. Сначала зачитываем высказывания со словами "Я ДОЛЖЕН", потом "Я ХОЧУ", "Я НЕ МОГУ". После того как все зачитали свои высказывания, переделываем "Я не могу" на "Я не хочу". Следующими будут высказывания "Я БОЮСЬ"; переделываем "Я БОЮСЬ" на "Я ХОТЕЛ БЫ НЕ БОЯТЬСЯ" или "Я ХОТЕЛ БЫ, ЧТОБЫ ЭТОГО НЕ БЫЛО".
Обмен впечатлениями, идеями.
Игра "Хочу, могу".
Вариант
На полу лежат карточки: "ХОЧУ, МОГУ", "ХОЧУ, НО НЕ МОГУ", "НЕ ХОЧУ, НО МОГУ", "НЕ ХОЧУ, И НЕ МОГУ", "ХОЧУ", "МОГУ", "НЕ ХОЧУ", "НЕ МОГУ". Сейчас каждый из нас по очереди будет громко называть какое-то желание. После этого каждый должен встать в том месте, которое соответствует его представлениям о том, хочет ли он того же или нет, и может ли он этого достичь или нет. Начнем игру.
Можем нарисовать "треугольник уверенности".