Приемы работы с текстом на стадии Содержания
Методы и приемы обучения
Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
· Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт;
Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
· Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др.
· Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.
· Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др.
· Машинные: тест.
Методы стимулирования учебной деятельности
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Материалы сайта: http://www.hrm.ru/
Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения:
конспект урока и его обоснование
Приложение № 11а
Приемы обучения в технологии развития критического мышления
Приемы мотивации и целеполагания на стадии Вызова
Выдвижение предположений по теме урока и прогнозирование ее содержания:
- Прогноз по названию (по иллюстрациям, схемам, ключевым словам текста)
- Дерево предсказаний
- Ключевые слова
- Перепутанные логические цепочки
- Верные и неверные утверждения
- Вводный вопрос
Задавание вопросов как результат осознания неполноты знаний:
- Вопросительные слова
- Тонкие и толстые вопросы
- Знаю – Хочу узнать – Узнал (ЗХУ)
- РИСК (фраза проблемного характера и вопросы к ней)
- Создание кластера
- Корзина фактов
Приемы работы с текстом на стадии Содержания
Чтение с пометками на полях книги и в рабочей тетради:
- ИНСЕРТ («V» - знал раньше, «+» - новое, «?» - есть вопрос, непонятно, «!» - это интересно, «-« - противоречит тому, что я думал раньше)
- Вопрос-ответ (номер вопроса, на который содержится ответ в тексте; овал вокруг номера вопроса в индивидуальном списке вопросов)
Организация информации с помощью схем:
- Кластер
- Фишбоун
- Понятийное колесо
- Граф
- Денотатный граф
- Пирамида
- Лестница
- Цепочка
- Лекция-визуализация
Организация и осмысление информации с помощью таблиц:
- Сводная таблица
- Т – таблица
- Сюжетная таблица
- Таблица для перекрестной дискуссии
- ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
- Таблица «Синтез»
- Мышление под прямым углом
- Бортовой журнал
Остановки в чтении текста или в устном рассказе для осмысления прочитанного (услышанного) и прогнозирования дальнейшего содержания текста:
- Чтение с остановками (с прогнозированием)
- Продвинутая лекция