Область применения программы. Безопасность жизнедеятельности
Приложение 10
ПРИМЕРНАя ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
2010 г.
Примерная программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО), входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника:
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Организация-разработчик: ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования»
Разработчики:
Чупахина Наталия Васильевна, старший методист ресурсного центра развития профессионального образования электроэнергетического и радиотехнического профиля второй квалификационной категории ГОУ СПО СО «Каменск-Уральский радиотехнический техникум» г. Каменск-Уральский;
Шишкина Юлия Геннадьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО СО «Ревдинский многопрофильный техникум», г.Ревда.
Проведена внутренняя техническая и содержательная экспертиза примерной программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в рамках ПРЦ, примерная программа согласована на заседании рабочей группы ПРЦ РПО электроэнергетического и радиотехнического профиля и предложена к экспертизе и утверждению в ГБОУ ДПО СО «ИРО».
Протокол № 6 от «_10_»_февраля_2011г.
Руководитель ПРЦ РПО электроэнергетического и радиотехнического профиля
Зарипова М.М.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1.ПАСПОРТ примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2.СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3.условия реализации примерной программы учебной дисциплины | |
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника:
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» принадлежит к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения. | ||
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера | Содержание учебного материала | ||
Введение. Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. | |||
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам их распространения и тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий. Основные источники чрезвычайных ситуаций военного характера – современные средства поражения. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Теоретические основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование природных и техногенных катастроф. Порядок выявления и оценки обстановки. Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования. Автономное существование человека в условиях природной среды. | |||
Тема 1.2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала | ||
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций, силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. |
Тема 1.3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | Содержание учебного материала | ||
Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Деятельность государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций (АСДНР). Основа организации АСДНР. Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязненной) радиоактивными и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций. Особенности оказания первой медицинской помощи при различных видах массового поражения. | |||
Противопожарная безопасность.Организационные мероприятия по тушению пожара средствами пожаротушения. Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах. Категории помещений и зданий по пожарной и взрывной опасности Квалификация пожаров и меры профилактики пожара. Назначения принцип действия огнетушителей, средств сигнализации | |||
Практические занятия Составление перечня опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Составление перечня основных способов защиты населения от ЧС. Ролевая игра по организации и проведению мероприятий по защите населения. Отработка порядка получения и пользования средствами индивидуальной защиты. Отработка действий по проведению непрямого массажа сердца; наложению повязок на голову, верхние и нижние конечности; наложению кровоостанавливающего жгута. Отработка приемов оказания первой медицинской помощи на тренажере. Психологический практикум по овладению способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. Правила пользование огнетушителями (углекислотными, пенными, порошковыми) Отработка навыков в планировании и организации аварийно-спасательных работ и выполнении неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Планирование и организационные вопросы выполнения эвакуационных мероприятий. Организация получения и использования средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Отработка навыков в планировании и организации аварийно-спасательных работ и выполнении неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | |||
Тема 1.4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики. | Содержание учебного материала | ||
Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надежности инженерно-технического комплекса, обеспечение надежности и оперативности управления производством, подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства. | |||
Самостоятельная работа Тренировка организации по защите населения от ЧС. Подготовка рефератов. Примерная тематика рефератов: - оружие массового поражения; - мероприятия по защите населения от оружия массового поражения. Составление алгоритма действий по оказании первой помощи пострадавшему в конкретной ситуации. Подготовка данных и определение порядка использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения от чрезвычайных ситуаций. | |||
Раздел 2. Основы военной службы | |||
Тема 2.1. Основы обороны государства | Содержание учебного материала | ||
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы России. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России. Военная доктрина Российской Федерации. Обеспечение военной безопасности Российской Федерации, военная организация государства, руководство военной организацией государства. Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны. Другие войска, их состав и предназначение. | |||
Практические занятия Определение видов и родов Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и особенности прохождения службы. | |||
Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы | Содержание учебного материала | ||
Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, ее основные составляющие. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Требования воинской деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Уголовная ответственность военнослужащего за преступления против военной службы. | |||
Практические занятия Определение правовой основы военной службы в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». Изучение прав и свобод военнослужащего. Изучение льгот, предоставляемых военнослужащему. Изучение сущности международного гуманитарного права и основных его источников. Изучение Правил приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской молодежи. | |||
Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания | Содержание учебного материала | ||
Боевые традиции Вооруженных Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | |||
Тема 2.4 Суточный наряд и караульная служба | Содержание учебного материала | ||
Понятие о внутренней службе и караула. Обязанности суточного наряда и часового. Изучение материальной части АК- 74М. Чистка, смазка и хранение автомата Калашникова. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова | |||
Практические занятия Практическая работа с неполной разборкой и сборкой АК-74М. Изготовка и правила стрельбы из автомата Калашникова. Правила метания гранаты. Строевые занятия. | |||
Самостоятельная работа Исследовательская мини-работа по изучению перечня военно-учетных специальностей и определению среди них родственных полученной специальности; анализу профессиональной деятельности и изучению возможностей применения профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. Подготовка кратких сообщений на темы: - символы воинской чести и их актуальность в настоящее время; - дни воинской славы; - специальные и другие войска; - боевые традиции ВС; - военная присяга; - воинские уставы и воинские коллективы. | |||
Контрольная работа по вопросам дисциплины | |||
Всего |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)