Национальные школы Мурманского округа
Со дня основания педтехникума решалась еще одна задача-подготовка кадров для национальных школ Кольского полуострова. С этой целью в первый год существования техникума было организовано подготовительное (саамское) отделение. Нелегко было скомплектовать саамскую группу, набрать учащихся в погостах, убедить родителей отпустить детей в Мурманск. Кроме того, общеобразовательный и общекультурный уровень национальных саамских кадров был низким.
В целях содействия развитию языков и письменности народов Крайнего Севера, находящихся в пределах округа, поднятия их культурного уровня, осуществления развития и сохранения самобытности, в 1933 г. при Мурманском окружном исполкоме был образован Комитет содействия развитию языка и письменности народов Севера. Комитетом проделана огромная организационная и методическая работа по внедрению письменности среди саамов: организованы специальные экспедиции в районы по изучению диалектов саамов, созданы первые учебники, что позитивно отразилось на деятельности саамского отделения Мурманского педтехникума.
Для внедрения саамской письменности были задействованы и студенты педтехникума, начались занятия преподавателей саамского языка в рамках шестимесячных курсов.
Однако обучение детей на саамском языке вызывало значительно больше трудностей, чем ожидали, в силу того, что латинизированный саамский алфавит дети усваивали плохо, а литературный язык, базировавшийся на всех саамских диалектах, оказался исковерканным. По просьбе саамской общественности было принято решение о переводе письменности на русскую графику, но начавшаяся в 1941 г. война прервала процесс реорганизации саамской письменности.
В первый год работы педтехникума в нем училось 11 саамов, во второй – 29, в третий – 31 человек. Рост числа учителей из саамов позволил прежде всего расширить сеть национальных школ, начать обучение саамских детей на родном языке, организовать систематическую культурно-воспитательную работу среди малочисленного народа Крайнего Севера. Как самостоятельное структурное подразделение педтехникума саамское отделение существовало до 1936 г., а затем было объединено со школьным. Постановлением Оргбюро ЦК ВКП(б) от 19 марта 1938 г. существование особых национальных отделений при педучилищах и институтах признавалось вредным и Наркомпросу предлагалось ликвидировать их.
Педтехникум должен был решить проблему полного укомплектования педагогическими кадрами школ Крайнего Севера. Изучение и обобщение архивных материалов позволило установить, что процент успеваемости студентов на данном этапе был низким. Низкий уровень обученности студентов объяснялся тем, что процесс обучения и воспитания имел многочисленные недостатки:
- слабая учебно-материальная база;
- недостаточная обеспеченность учебно-наглядными, методическими, дидактическими пособиями;
- низкий уровень организации учебно-методической и учебно-исследовательской деятельности преподавателей;
- недостаточная организация внеклассной деятельности.
Как свидетельствует акт обследования педтехникума, составленный в 1932 г., у учебного заведения не было собственного здания, оно размещалось в трех комнатах Мурманской ФЗС – 1, не имело учебных кабинетов, лабораторий, мастерских. Занятия велись в две смены в трех аудиториях площадью 21,09; 39,82 и 22,57 кв. м соответственно.
Общежитие педтехникума размещалось в двух помещениях, в которых проживало 57 человек, на одного студента приходилось 3 кв. м в одном помещении и 2 кв. м – в другом. Мебели по числу студентов было недостаточно, не хватало шкафов, тумбочек, столов, но теснота в помещениях препятствовала приобретению мебели. Не было отдельного помещения для библиотеки, поэтому книги хранились в шкафах. Книжный фонд насчитывал 998 наименований учебной и художественной литературы.
Поэтому среди выпускников школ педтехникум в этот период не пользовался популярностью, контрольные цифры выполнялись с большим трудом. Из протокола совещания комиссии по приему в Мурманский педтехникум в 1933 г. можно сделать вывод, что «контрольные цифры приема находятся под угрозой срыва. Необходимо в оставшийся промежуток времени развернуть работу по вербовке на предприятиях Мурманска…, на саамское отделение не поступило ни одного заявления от абитуриентов».