Тема 4. Педагогический процесс как система и целостное явление
Дидактические единицы. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие о педагогической системе. Общая характеристика системы образования. Сущность педагогического процесса. Целостный педагогический процесс, его принципы и закономерности.
Основные понятия: процесс, система, целостность, принципы, закономерности.
Литература для самостоятельной работы.
- Бабанский Ю.К. Педагогический процесс / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989.
- Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.
- Закон РФ «Об образовании». - М., 1992.
· Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостнмй процесс). — М., 1984.
- Ильина Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс / Под ред. А.М. Арсеньева. - М., 1989.
- Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., 1980.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. - М., 1979.
· Мищекко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.
· Сластенин ВА., Мищекко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. — м., 1997.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979.
· Ушинский КД.. Три элемента школы!! Пед. соч.: В б т. — м., 1989— 1990. — Т. 1.
Самостоятельная работа студентов: изучение дополнительной литературы по проблеме, подготовка к контрольной работе по предыдущим темам.
Задания
№1. Раскройте исторические предпосылки научного представления о ЦПП.
1.
2.
3.
4.
№2. Дайте определение системы, приведите примеры подсистем в педагогической системе
________________________________
№3. Что такое «система непрерывного образования»? Укажите ее подсистемы.
________________________________________________________________________________
№4. Приведите примеры разных типов школ:
1. 2. 3. | 4. 5. 6. |
№5. Дайте определение авторской педагогической системы. Приведите примеры.
________________________________________________________________________________
№6. Назовите учреждения системы дополнительного образования. Какова их роль?
________________________________________________________________________________
№7. Дайте характеристику педагогических систем ( педагогических моделей):
· самоуправления,
· коммунарская школа,
· модель колледжа, гимназии, лицея,
· трудовая школа,
· ассоциация клубов,
· школа семейного типа,
· спортивная школа,
· экологический лицей и т.д.
№8. Назовите учреждения, составляющие систему высшего профессионального образования.
________________________________________________
№9. Что составляет систему постдипломного образования?
№10. Дайте определение педагогического процесса:
__________________________________________________________________________№11. Назовите движущие силы педагогического процесса:
__________________
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
№12. Дайте определение педагогической задачи
____________________________________________________________
№13. Назовите этапы педагогической задачи
№14. Назовите виды связи учителя и детей в педагогическом процессе:
Учитель Дети Учитель Дети
____________________ ______________________
____________________ ______________________
№15. Дополните виды взаимодействий в педагогическом процессе
:
№15. Педагогическое взаимодействие всегда предполагает две стороны:
o Воздействие на детей.
o Активная ответная реакция детей выражается в форме.
| |
№16. Объясните формулу ЦПП=О+В
________________________________________________
№17. За счет чего обеспечивается целостность педагогического процесса в содержательном плане?
| |||||||
№18. За счет чего обеспечивается целостность педагогического процесса в организационном плане ?
1. _______________________________________________________________
2. Делового взаимодействия педагогов и воспитанников
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
№19. Дополните формулировку основного закона ЦПП:
Закон_________________присвоения подрастающими поколениями ___________старших поколений
№20. Запишите закономерности: (специфические законы) ЦПП:
_____________________________________________________________________________________________________
№21. Назовите принципы организации целостного педагогического процесса :
__________________________________________________________________________________________
№ 22. Назовите принципы руководства деятельностью воспитанников.:
__________________________________________________________________________