Тема 3. Основы высшей нервной деятельности

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО дисциплине

«Невропатология и неврологические основы логопедии»

специальности переподготовки 1-03 03 71

Логопедия

(квалификация: учитель-дефектолог)

в соответствии с типовым учебным планом переподготовки,

утвержденным 02.08.2016 рег. № 25-13/194

Минск, 2016

Разработчик программы:

С.В.Веренич, доцент кафедры педагогики и психологии непрерывного образования факультета переподготовки специалистов образования ИПКиП БГПУ, кандидат медицинских наук, доцент.

Рекомендована к утверждению:

кафедрой педагогики и психологии непрерывного образования

протокол заседания от 26.10.201611

Советом ИПКиП БГПУ

протокол заседания от 01.11.2016 8

ВВЕДЕНИЕ

Программа дисциплины «Невропатология и неврологические основы логопедии» (30 часов) предназначена для слушателей специальности переподготовки 1-03 03 71 Логопедия.

Цель дисциплины: сформировать основу знаний о функционировании нервной системы в норме и патологии, принципах реабилитации детей с нарушениями речи и заболеваниями нервной системы.

Задачи дисциплины:

- познакомить со строением и принципами работы нервной системы;

- сформировать знания об этиологии, клинике и реабилитации основных заболеваний нервной системы;

- познакомить с мозговыми механизмами речевой функциональной системы и основными видами речевых расстройств, связанных с поражением нервной системы.

Методы и средства обучения:словесные, наглядные, практические, частично-поисковые методы; учебники и учебные пособия, раздаточный материал, таблицы, рисунки, аудиовизуальные средства.

Слушатели должны знать:

- основные принципы строения и функционирования нервной системы;

- особенности мозговой организации речевой функции и основные симптомы ее нарушения;

- организацию и симптомы поражения двигательной и чувствительной систем, черепных нервов, высших корковых функций;

- этиологию, патогенез, клинику и методы реабилитации основных заболеваний нервной системы;

Слушатели должны уметь:

– провести базовый неврологический осмотр;

– дать простейшую интерпретацию основных симптомов поражения нервной системы;

– распознать симптомы нарушений устной и письменной речи, связанные с поражением структур головного мозга у детей с особенностями психофизического развития;

– использовать сведения о состоянии нервной системы в реализации индивидуального подхода к разработке психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

Форма текущей аттестации – зачет.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Эволюция нервной системы

Понятие о филогенезе. Диффузный, узловой и трубчатый типы нервной системы. Основные этапы развития нервной системы человеческого эмбриона. Особенности строения головного и спинного мозга новорожденного. Развитие центральной нервной системы в детском возрасте. Критические периоды развития.

Тема 2. Анатомия и физиология нервной системы

Классификация, строение и функции нейрона. Нейроглия, понятие о гематоэнцефалическом барьере. Механизмы передачи нервного импульса по аксону. Строение и функции синапса. Понятие о нервном центре, характеристика его основных свойств.

Строение спинного мозга. Спинномозговой сегмент. Зоны сегментарной иннервации. Важнейшие рефлексы, замыкающиеся в спинном мозге. Проводниковая функция спинного мозга.

Структурно-функциональная характеристика основных отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус, гипоталамус, большие полушария головного мозга). Функции лобной, теменной, височной, затылочной долей и подкорковых узлов.

Тема 3. Основы высшей нервной деятельности

Принципы рефлекторной теории. Основные положения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика безусловного и условного рефлексов. Первая сигнальная система как реакция на непосредственные сигналы из внешнего мира. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.

Доминанта и условный рефлекс. Механизмы замыкания временных связей в коре головного мозга (иррадиация, концентрация, индукция процессов возбуждения и торможения).

Нейрофизиологическая сущность торможения. Характеристика основных видов торможения.

Наши рекомендации