Тема 3. Основы высшей нервной деятельности
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО дисциплине
«Невропатология и неврологические основы логопедии»
специальности переподготовки 1-03 03 71
Логопедия
(квалификация: учитель-дефектолог)
в соответствии с типовым учебным планом переподготовки,
утвержденным 02.08.2016 рег. № 25-13/194
Минск, 2016
Разработчик программы:
С.В.Веренич, доцент кафедры педагогики и психологии непрерывного образования факультета переподготовки специалистов образования ИПКиП БГПУ, кандидат медицинских наук, доцент.
Рекомендована к утверждению:
кафедрой педагогики и психологии непрерывного образования
протокол заседания от 26.10.2016 № 11
Советом ИПКиП БГПУ
протокол заседания от 01.11.2016 № 8
ВВЕДЕНИЕ
Программа дисциплины «Невропатология и неврологические основы логопедии» (30 часов) предназначена для слушателей специальности переподготовки 1-03 03 71 Логопедия.
Цель дисциплины: сформировать основу знаний о функционировании нервной системы в норме и патологии, принципах реабилитации детей с нарушениями речи и заболеваниями нервной системы.
Задачи дисциплины:
- познакомить со строением и принципами работы нервной системы;
- сформировать знания об этиологии, клинике и реабилитации основных заболеваний нервной системы;
- познакомить с мозговыми механизмами речевой функциональной системы и основными видами речевых расстройств, связанных с поражением нервной системы.
Методы и средства обучения:словесные, наглядные, практические, частично-поисковые методы; учебники и учебные пособия, раздаточный материал, таблицы, рисунки, аудиовизуальные средства.
Слушатели должны знать:
- основные принципы строения и функционирования нервной системы;
- особенности мозговой организации речевой функции и основные симптомы ее нарушения;
- организацию и симптомы поражения двигательной и чувствительной систем, черепных нервов, высших корковых функций;
- этиологию, патогенез, клинику и методы реабилитации основных заболеваний нервной системы;
Слушатели должны уметь:
– провести базовый неврологический осмотр;
– дать простейшую интерпретацию основных симптомов поражения нервной системы;
– распознать симптомы нарушений устной и письменной речи, связанные с поражением структур головного мозга у детей с особенностями психофизического развития;
– использовать сведения о состоянии нервной системы в реализации индивидуального подхода к разработке психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
Форма текущей аттестации – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Эволюция нервной системы
Понятие о филогенезе. Диффузный, узловой и трубчатый типы нервной системы. Основные этапы развития нервной системы человеческого эмбриона. Особенности строения головного и спинного мозга новорожденного. Развитие центральной нервной системы в детском возрасте. Критические периоды развития.
Тема 2. Анатомия и физиология нервной системы
Классификация, строение и функции нейрона. Нейроглия, понятие о гематоэнцефалическом барьере. Механизмы передачи нервного импульса по аксону. Строение и функции синапса. Понятие о нервном центре, характеристика его основных свойств.
Строение спинного мозга. Спинномозговой сегмент. Зоны сегментарной иннервации. Важнейшие рефлексы, замыкающиеся в спинном мозге. Проводниковая функция спинного мозга.
Структурно-функциональная характеристика основных отделов головного мозга (ствол, мозжечок, таламус, гипоталамус, большие полушария головного мозга). Функции лобной, теменной, височной, затылочной долей и подкорковых узлов.
Тема 3. Основы высшей нервной деятельности
Принципы рефлекторной теории. Основные положения учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Сравнительная характеристика безусловного и условного рефлексов. Первая сигнальная система как реакция на непосредственные сигналы из внешнего мира. Условно-рефлекторная природа второй сигнальной системы.
Доминанта и условный рефлекс. Механизмы замыкания временных связей в коре головного мозга (иррадиация, концентрация, индукция процессов возбуждения и торможения).
Нейрофизиологическая сущность торможения. Характеристика основных видов торможения.