Данные об обсуждении прочитанного школьниками
Таблица 4
№ | Обсуждаете ли Вы прочитанное и с кем? | Ответ (%) |
нет | 24,0 | |
с родителями и другими членами семьи | 33,9 | |
с друзьями | 60,6 | |
с учителем вне уроков | 9,1 | |
на уроках, когда спрашивает учитель | 33,3 | |
с библиотекарем | 2,0 | |
в социальных сетях и блогах | 16,2 | |
есть опыт обсуждения произведения с критиками и авторами | 2,2 |
Как видно, с вариантом обсуждения прочитанного на уроках согласилось лишь треть испытуемых (возникает вопрос: а что же тогда делает на уроках литературы еще две третьих учеников старших классов?). Наиболее приемлемые собеседники – это друзья и родителя. Видимо, школа (внеурочная работа) и библиотека перестают быть местом, где специально организуется обсуждение прочитанного, что не может не тревожить педагогическую общественность.
Обратимся к анализу ответов на вопрос о причинах снижения интереса к чтению в среде молодёжи. Начнём с того, что 5,5% учащихся не согласны с тем, что современные старшеклассники мало читают, остальные же видят главной причиной падения интереса к книге развитие новых технологий (Интернет, телефон) и стремление молодёжи занимать свободное время общению с техникой, компьютерными играми (43,2%). Кроме того, выделяется такой фактор, как общение в соцсетях, которому многие школьники уделяют всё свободное время (14,8%). По мнению 17,8% испытуемых, у старшеклассников не остаётся времени на чтение, поскольку они большую часть дня проводят в подготовке к ЕГЭ и ГИА и выполнении домашних заданий. Определённое количество школьников считают целесообразным тратить свободное время на другие занятия (спорт, музыка и т.д.) и указывают, что молодёжь не читает, так как у неё другие интересы (13,8%). 6,5 процентов в качестве причины называет лень и скуку, 2,2% предпочитают гулять и общаться с друзьями в компаниях. 9,2 % в качестве основной причины снижения интереса к чтению указывают изменение ценностей, деградацию общества, ещё 2,7% говорят, что многие молодые люди считают читать немодным и что литература устарела (1,4%), а на смену книге пришли иные, более современные источники информации (4,2%), 6% учащихся предпочитают просмотр кинофильмов, в том числе и снятых по мотивам произведений литературы, незначительное количество опрошенных считает, что можно прочитать краткое содержание и не тратить время на всё произведение. 2% не видят личностно значимого смысла в чтении, думают, что результаты чтения не пригодятся в будущем. Ряд учащихся склонны видеть причины в отсутствии государственной политики в области пропаганды чтения, целенаправленного воздействия на школьников со стороны родителей и учителей, в некачественной программе по литературе (5,0%). Кроме названных, упоминались и такое причины, как перенасыщенность информацией, влияние асоциальной среды (алкоголь, наркотики), отсутствие хорошей литературы, соответствующей возрасту и современной, актуальной для подростка XXI века.
Интересен тот факт, что некоторые учащиеся проявили способность весьма здраво и обстоятельно рассуждать о причинах снижения интереса к чтению. Так, среди всех опрошенных 1,8% причины нежелания читать видят в сложности читательской деятельности. Вот что пишут такие учащиеся, вторя идеям В.Ф. Асмуса, автора книги "Чтение как труд и творчество": "Чтение, в первую очередь, душевный труд. Для того, чтобы стать действительно осознанно живущим, а не потребительски существующим человеком, нужно много и старательно работать, в том числе и душой. А это, чаще всего, очень непросто, иногда даже крайне тяжело. Сдаться и пойти по легкому пути прагматичности гораздо соблазнительнее". А вот что пишут дети об ответственности старшего поколения: "Несомненно, мы нуждаемся в более современной литературе. Но, к сожалению, сейчас ни один автор, по моему мнению, не может взвалить на себя этот груз. Они не рассматривают нравственные аспекты нашей тяжёлой постиндустриальной жизни, а держаться на книгах 18-20 веков недостаточно. Я считаю, проблема не в молодом, а в старшем поколении, родителях и воспитателях. Разве они зачитываются? Нет. Работа, господа, у всех в головах лишь работа. И деньги.
Мы - лишь результат вашей "бурной деятельности и экспериментов". Мы - дети из пробирки". Или ещё: " Больше всего отбивают охоту читать сами уроки литературы. "Дети, что символизируют эти синие занавески? - Хм, наверное, они вписывались в интерьер, или писателю нравился синий цвет.. -А вот и нет! Они символизируют глубокие думы автора!" В общем, уроки литературы отнимают у меня время на действительно стоящие произведения".
Сформулируйте собственные выводы.
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание 5.
Познакомьтесь со статьёй Е.С. Богдановой «Проблемы интерпретационной деятельности
старших школьников» (Вопросы психолингвистики. 2015. № 1 (23). С. 148 – 159)
Назовите основные затруднения, с которыми сталкиваются школьники, интерпретируя текст. Какие ошибки они допускают?
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
[1] Фанфики - сочинения, написанные по мотивам известных произведений.