Опыт№1 Анализируют свойства снега и льда, воды.
Занятие опытно – экспериментальной деятельности
«Вода, лед и снег»
Старшая группа № 7
(в рамках творческих отчетов педагогов, ноябрь, 2016 год)
Составила: воспитатель
Морозова Марина Николаевна
Г. Нижнекамск, 2016г.
Тема: | Занятие опытно – экспериментальной деятельности «Вода, лед и снег» |
Интегрируемые образовательные области: | Познавательное развитие (ФЦКМ), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие;художественно-Эстетическое развитие. |
Ведущая образовательная область | познание,социализация,коммуникация |
Вид: | Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность |
Цель: | Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования |
Задачи образовательных областей: | 1.Познавательное развитие: Закрепить знания о свойствах и состоянии воды,льда и снега,о взаимодействии воды, льда и снега. Развивать любознательность и навыки лабораторных опытов. 2.Речевое развитие:Закреплять уметь анализировать, задавать вопросы и отвечать на них, развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь - рыхлый, прозрачный, бесцветная, фильтрованная. 3.Социально-коммуникативное: воспитывать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, умение учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение. 4.Художественно-эстетическое развитиепобуждать к участию в музыкальной игре, чувствовать музыку, двигаться в соответствии с ее темпом. |
Методические приемы и формы организации деятельности: | Словесные: вопросы, ответы, загадки, поощрения. Наглядные: Картинки с иллюстрацией лаборатории, изображения: снега, воды, льда Игровые:физминутка «Вода не вода» игра на внимание. Практические:эксперимент (со снегом льдом, снег чистый или грязный (фильтр) |
Оборудование и материалы: | емкости под воду, снег, лед, вата, марля, воронка, прозрачный мерный стакан ,ауди запись классической музыки. |
Предварительная работа: | Отгадывание загадок. Наблюдения на прогулках. Беседы «О значимости воды в жизни человека» |
Организация детей: сидя за столами, на ковре.
Структура занятия:
1. Часть. Организационный момент - создание эмоционально-положительного фона. Кто такой исследователь?
2. ЧастьЗагадки по теме.
3. Часть.Беседа: что такое лаборатория?
4. Часть. Опыт№1.Свойства воды, льда и снега
5. Часть. Физкультминутка с движением «Вода не вода»
6. Часть. Опыт №2.Чистая ли талая вода?
7. Музыкальная игра «Сугроб»
8. Рефлексия. Итог занятия.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, кто такой исследователь?
Дети :Это ученый который много что то изучает,узнает.
Воспитатель:Да, это человек или даже профессия человека который изучает и узнает много нового и интересного чего мы свами еще не знаем.
Воспитатель:А вы хотели бы быть исследователями
Дети-Да)
Воспитатель:И что же с вами будем исследовать? А для этого я вам загадаю загадки, а вы скажите отгадку:
1.Лежало одеяло мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло? (снег)
2. И напоит, и умоет ,и сквозь гору путь пророет.(вода)
3. Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно? (лед)
- Молодцы ребята мы с вами будем исследовать снег, лед и воду.
- Но для этого нам нужно отправиться в лабораторию. А что такое лаборатория? (ответы детей
Дети :Это место где проводят опыты.
- Правильно это помещение где проводят разные опыты, исследования чтобы узнать что-то новое.
Опыт №1.Свойства воды, льда и снега.
- Воспитатель предлагает детям рассмотреть лед, воду, снег и рассказать чем они схожи и чем они отличаются (прозрачный, рыхлый, твердый,) что это? - - Чем схожи? (примерные ответы детей)
Дети: Лед это замершая вода,поэтому лед как вода прозрачный.Снег тает и превращается в воду.
- Чем отличаются? (примерные ответы детей)
Дети:Вода жидкая,а лед твердый .Лед прозрачный, а снег нет. Снег легкий а лед тяжелее.
Опыт№1 Анализируют свойства снега и льда, воды.
Анализируют свойство воды,льда и снега (прозрачная, мокрая, жидкая, она может течь, она может разной температуры, не имеет запаха, формы;твердый тяжелее снега,прозрачный;снег- непрозрачный,легкий тает быстрее)
Дети кладут на ладоши снег и лед, наблюдают что происходит ,сравнивают по времени таяния(снег быстрее, лед медленнее.), замечают что льдинки и снег превращаются в воду.
Воспитатель :Что произойдет если их соединить (вода, снег, лед)?
Дети:Снег и лед тают и превращаются в воду.Воды становится больше .
Дети делают вывод, выявляют особенности взаимодействия снега, льда и воды. Снег и лед растают, вода остается прозрачной и холоднее, ее объем увеличился. Снег и лед не взаимодействуют.
- Молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Предлагаю поиграть в интересную игру «Вода не вода».Игра на внимание. Дети на определенное слово должны показать действие.
- Если слово обозначает то, что содержит воду, дети должны встать.
- Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки.
- Если предмет или явление не имеет отношение к воде-дети хлопают в ладоши.
Ведущий называет слова предметы: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, снег, озеро, лед.