Методические рекомендации для преподавателя
Основное предназначение курса сформировать базовую культуру будущего педагога, позволяющую ему овладеть основными методами и приемами социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В ходе реализации программы студенты должны познакомиться со спецификой разнообразных средств и направлений социально-нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста, а также определить наиболее эффективные для применения в современном социуме. Полученные в ходе реализации курса знания позволят сформировать у студента объективно важные качества, обеспечивающие профессиональное становление будущего специалиста, оптимальное сочетание которых, позволит ему адаптироваться в профессиональной деятельности в ходе модернизации современного образования.
Сущность контекстного обучения применительно к условиям общей педагогической подготовки состоит в деятельностной реконструкции профессиональной деятельности в ее предметном и социальном аспектах. Модель целостного содержания профессионально-педагогической деятельности представлена системой профессиональных проблем, задач и функций российского педагогического опыта, получающих свое отражение в совокупности учебных и учебно-профессиональных проблем, задач и заданий, все более приближающихся к концу вузовского обучения к своему прототипу.
Общая педагогическая подготовка студента осуществляется не только в контексте его будущей деятельности, но и в контексте профессиональных действий работающего с ними преподавателя. Студент, выступая субъектом обучения, видит перед собой образец педагогической деятельности. Деятельность преподавателя и осуществляемый им учебный процесс становятся естественным контекстом профессиональной деятельности будущих педагогов. Вузовский опыт студентов, становясь объектом профессионально-педагогического анализа, также задает контекст их подготовки. Таким образом, подготовка педагога ведется в контексте предшествующей, настоящей и будущей деятельности студентов, что приводит в движение психологические механизмы рефлексии, актуализации и антиципации. Иными словами, студенты, анализируя опыт своего обучения, обучаясь и обучая, учатся учить.
Основными принципами проектирования технологии изучения курса по выбору «социально-нравственное развитие дошкольников в современном социуме» выступают принципы связи теории и практики, последовательного моделирования в учебной деятельности студентов целостного содержания и условий профессиональной деятельности преподавателя, активности личности в овладении ею, проблемности содержания подготовки и процесса его развертывания на занятиях в вузе, совместной деятельности и диалогичности педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, единства обучения и воспитания будущих специалистов.
Изучение курса осуществляется посредством системы имитационных и неимитационных методов контекстного обучения. К неимитационным относятся методы проблемного обучения, диалог (полилог), дискуссия (диспут), «мозговой штурм» («атака»). Они применяются, если модель профессиональной деятельности специалиста создать невозможно или ее разработка нецелесообразна. Имитационные формы и методы контекстного обучения используются в учебном процессе, если введение модельных представлений об основных фрагментах профессионально-педагогической деятельности возможно, а воссоздание ее предметного и социального содержание необходимо в целях эффективной подготовки специалиста. Имитационные формы и методы по возможности ролевой обработки имитационной модели профессиональной деятельности дифференцируются на игровые (разыгрывание ролей, деловая, организационно-деятельностная, инновационная игра, игровое проектирование, др.) и неигровые (анализ конкретных и классических педагогических ситуаций, метод «инцидента», действия по инструкции и др.). Традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя методы и организационные формы обучения сохраняют свое значение в процессе профессиональной подготовки педагога дошкольного образования, но, приобретая элементы проблемности и игры, развиваются под влиянием форм и методов контекстного обучения. Выбор форм и методов обучения осуществляется на основе анализа ведущего по теме умения. При этом качеством адекватности обладает не какой-либо отдельно взятый метод, а вся совокупность традиционных и новых методов и форм организации обучения в педагогическом вузе, с помощью которых задается движение от собственно учебной деятельности студентов к профессиональной.
Контекстный подход в подготовке педагога осуществляется в процессе трансформации собственно учебной деятельности студентов через квазипрофессиональную (профессионально-подобную) в учебно-профессиональную. Сущность квазипрофессиональной деятельности заключается в воссоздании на понятийно-практическом уровне условий и динамики педагогического процесса, а также отношений осуществляющих его специалистов.
Программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и концепцией модернизации образования. В свою очередь содержание материала распределено по темам, с указанием объёма часов и форм занятий, отводимых на изучение каждой темы. Каждое лекционное, семинарское сопровождается разработанной структурой и списком литературы, необходимой для подготовки по каждой теме. Разработки семинарских занятий включают задания, выполнение которых позволит достичь продуктивного уровня усвоения знаний по предмету и сформированности умений организовывать, проектировать и диагностировать педагогический Требования к зачету
Итоговый контроль знаний студентов, проходящий в форме зачета выполняет задачу обобщения и систематизации учебного материала по всему курсу в конце семестра. Основания для получения зачета – посещение всех лекций, выполнение заданий для самостоятельной работы, активная работа на семинарских и лабораторных занятиях.
Требования к зачету
Зачет студенту выставляется:
• за понимание основных и частных теоретических положений и самостоятельное воспроизведение их (полное и исчерпывающее) в границах учебной программы);
• за владение необходимым объемом понятий, свободное осмысленное употребление терминов;
• за умение анализировать учебный материал в полном объеме;
• за умение устанавливать причинно-следственные связи и логически рассуждать, без помощи преподавателя;
• за умение использовать знания в нестандартной ситуации, и применять их в условиях вариативной реализации различных образовательных концепций и программ.