Поддержка детей с девиантным поведением
В. Г. Литвинович,
Старший преподаватель кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета
В |
традиции внешкольной педагогики — создавать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л. С. Выготский) — среду общения, поле деятельности, которые невозможно подменить даже самым интересным уроком. Все виды образовательно-воспитательных воздействий на него должны быть гармонично взаимосвязаны между собой. Нарушение этой взаимосвязи приводит к отклонению в развитии растущего человека и подвергает его в силу социальных обстоятельств негативным влияниям.
Дети и подростки крайне нуждаются в том, чтобы им была оказана помощь в безболезненном вхождении в систему межличностных, групповых, семейных, общественных отношений, в преодолении трудностей и проблем, встречающихся в процессе социализации.
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением призвана содействовать личности в ее социализации, способствовать решению проблем взаимоотношений личности и общества. На практике она определяет три ключевых направления деятельности:
• поддержка взросления (социализирующее общение, адаптация, реабилитация);
Праблемы выхавання 5/2005
• поддержка и помощь в экстраординарных и сложных жизненных обстоятельствах (отношения в семье, по месту жительства, проблемы трудоустройства и занятости, поддержка в кризисных ситуациях, социальная защита);
• обеспечение условий для инициативного и поливариантного проведения досуга (пр возрастам, интересам, полу и т.д.).
Эти направления определяют основное содержание социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением учреждения внешкольного воспитания и обучения и его структурных подразделений. Таким образом, в процессе педагогической деятельности, которую организуют внешкольные учреждения через педагогов, социальных педагогов, психологов, педагогов-организаторов, взаимодействуют, обогащая друг друга, два начала:
• поддержка и содействие самореализации личности;
• создание условий для ее социализации, гармонизации отношений с социумом.
В обществе складываются цивилизованные формы гарантий прав и интересов юных граждан нашего государства.
40 I =з
ПАЗАШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОПКА
Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» и другие нормативно-правовые акты гарантируют права детей. При этом важно подчеркнуть необходимость дальнейшего совершенствования механизма и условий для их реализации с целью:
• развития ребенка как личности, его склонностей, способностей и возможностей;
• обеспечения гарантии к культурным благам и услугам (образование, культура, информация);
• предоставления гарантий жизнеобеспечения и безопасности (здоровье, социальная поддержка, защита прав и достоинства личности);
• обеспечения условий для учебы, труда и отдыха;
• организации работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, сироты, одаренные дети, дети «групп социального риска» и др.);
• формирования социальной политики и программ действий на всех уровнях.
Обеспечение социальных гарантий детей и подростков с девиантным поведением закладывает предпосылки эффективности социально-педагогического влияния на личность, конкретизирует цели учреждения внешкольного воспитания и обучения как открытой социально-педагогической системы.
Одним из важнейших средств социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением является их социальная защита. Ее организация учреждением внешкольного воспитания и обучения может быть представлена в следующих направлениях:
1. Защита самого процесса формирования личности. Она может быть направлена на процесс благоприятного прохождения периодов стабильности и кризисов.
2. Социальная защита среды (социума) формирования и развития личности. Внимание педагогов-внешкольников может быть сосредоточено на сфере обитания ребенка, на возникающих социальных и нравственных проблемах.
3. Целевая адресная защита, помощь детям с девиантным поведением для решения конкретных проблем, что обусловлено потребностью ребенка в защите от жизненных невзгод, конфликтов, болезней, одиночества, насилия, голода, нар-
комании, алкоголизма, от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.
Эффективность организации социальной защиты детей с девиантным поведением может повыситься при следующих социально-педагогических условиях:
• адресности социально-педагогической поддержки, ее ориентации на удовлетворение потребностей ребенка, на помощь и заботу при неблагоприятных ситуациях и жизненных проблемах ребенка;
• координации взаимодействия учреждения внешкольного воспитания и обучения с другими государственными и общественными организациями в реализации функций социальной защиты;
• специальной и психолого-педагогической подготовки кадров;
• поливариантности управления процессом, который предполагает разнообразие принимаемых решений в зависимости от обстоятельств, условий, отношений.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию детей с девиантным поведением к обществу, с одной стороны, и их саморазвитие, активное взаимодействие с обществом — с другой.
Актуальными проблемами социальной адаптации детей с девиантным поведением являются: вхождение в систему межличностных отношений; реализация жизненных планов; преодоление трудностей; формирование способностей к самореализации; соблюдение нравственных законов; формирование социальных умений и навыков.
Большую помощь в решении этих проблем могут оказать педагоги-внешкольники во взаимодействии с семьей и общественностью. Психолого-педагогическая коррекция социального поведения и социальных связей предполагает использование оптимальных психолого-педагогических средств для подготовки детей с девиантным поведением к цивилизованному социальному общению, к разрешению конфликтных ситуаций, к участию школьников в различных формах социальной деятельности.
Учреждениями внешкольного воспитания и обучения накоплен значительный опыт по решению этих проблем в виде традиционных форм работы с детьми и подростками, а именно: клубы, кружки, секции, студии, творческие объединения