Подробнее об этих мерах социальной поддержки и социальных гарантиях см. комментарий к ст. 47. 4 страница
4. Документ о квалификации выдается лицам, прошедшим курсы повышения квалификации или дополнительное профессиональное образование, по завершении которого присваивается квалификация. Повышение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. По результатам профессионального обучения присваивается разряд или класс и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения. В некоторых случаях повышение квалификации предусмотрено нормативными актами для определенных категорий граждан. Так, Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" предусмотрено прохождение гражданским служащим обучения по образовательной программе в случае:
а) назначения гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;
б) включения гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;
в) решения аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы.
Профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.
По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.
5. Комментируемой статьей установлено, что для лиц, не прошедших итоговую аттестацию, документы об образовании не выдаются. Факт прохождения лицом обучения в образовательной организации и освоения им части образовательной программы подтверждается справкой об обучении или о периоде обучения. Такая же справка выдается лицам, отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Образец справки устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в специализированных образовательных организациях, выдается свидетельство об обучении. Образец свидетельства об обучении и Порядок его выдачи регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам".
Для лиц, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство, скульптура и пр.) выдается свидетельство об освоении этих программ. Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ выдается при условии успешного прохождения итоговой аттестации. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Минкультуры России от 10 июля 2013 г. N 975 "Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств".
Для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, предусмотрено право разрабатывать свои формы документов об обучении и порядок их выдачи. С другой стороны, такие организации могут вовсе не выдавать документы по завершении обучающимися освоения образовательной программы. К таким организациям относятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным образовательным программам, подготовительным курсам, обучению непрофессиональным видам деятельности (вышивка, вязание, резьба по дереву и пр. - в целях освоения соответствующего вида мастерства, не предполагающего дальнейшую профессиональную деятельность).
Статья 61. Прекращение образовательных отношений
Комментарий к статье 61
1. Прекращение образовательных отношений представляет собой прекращение обязательств между обучающимся, законными представителями несовершеннолетнего обучающегося, с одной стороны, и образовательной организацией с другой стороны. По общему правилу, регламентированному ст. 407 ГК РФ, обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Нормы гражданского законодательства в сфере обязательств распространяются на образовательные отношения в части, не урегулированной комментируемой статьей.
Согласно ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Данная норма переплетается с положением о том, что образовательные отношения прекращаются в связи с завершением обучения.
В силу специфики образовательных отношений комментируемой статьей установлены свои основания прекращения обязательств между образовательной организацией и обучающимся (и законными представителями несовершеннолетнего обучающегося). Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отчисление обучающегося производится по окончании срока обучения, что предполагает завершение обучения в связи с получением образования (завершением обучения) или досрочно. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно только в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Прекращение обязательств по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося может быть связано с переводом ребенка на получение семейного образования или, в случае получения среднего общего образования, самообразования. Обучающиеся по образовательным программам, помимо основного общего образования, которое является обязательным, могут прекратить образовательные отношения по своей инициативе по иным основаниям (по семейным обстоятельствам, переездом в другую местность, необходимостью осуществлять трудовую деятельность и пр.);
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательная организация может отчислить обучающегося по своей инициативе только в трех случаях:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. Нарушение обязательств обучающимся по освоению образовательной программы, выразившееся в непосещении занятий, наличии неудовлетворительных оценок по промежуточной аттестации, непосещении промежуточных экзаменов и зачетов, приведшее к академической задолженности, влечет за собой право образовательной организации на отчисление такого обучающегося. Отчисление в данном случае может применяться только к обучающимся по профессиональной образовательной программе среднего профессионального и высшего образования, а также программе профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программе переподготовки рабочих, служащих, программе повышения квалификации рабочих, служащих.
Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
в) установление нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию. Порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе), перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня, особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний, установлены соответствующими приказами Минобрнауки РФ. Данными актами установлены требования к поступающим, порядок прохождения ими вступительных испытаний и пр. Основанием для отчисления в данном случае может являться нарушение прохождения вступительных испытаний, предоставление в приемную комиссию недостоверных документов и пр.;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность. К таким обстоятельствам могут относиться:
- прекращение отношений невозможностью исполнения обязательств. Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. Сюда могут относиться, например, тяжелые чрезвычайные ситуации - затяжные военные действия на соответствующей территории, разрушительные природные катаклизмы и др.;
- прекращение отношений на основании акта государственного органа. Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. К таким актам могут относиться различные образовательные реформы, значительно меняющие систему образования;
- прекращение отношений смертью обучающегося. Обязательство прекращается смертью обучающегося, поскольку исполнение обязательств со стороны образовательной организации не может быть произведено без личного участия обучающегося;
- прекращение обязательства ликвидацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, как юридического лица. Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо.
2. Правовым основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если образовательные отношения между образовательной организацией и обучающимся, законными представителями несовершеннолетнего обучающегося строились на договорной основе - основанием для прекращения обязательства по такому договору является также распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Распорядительный акт издается организацией, как правило, в форме письменного приказа, подписанного руководителем организации или лицом, его замещающим.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также договором об обучении в случае получения им платных образовательных услуг, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Дата отчисления указывается в соответствующем приказе об отчислении обучающегося.
В случае если отчисление обучающегося производится до завершения обучения - досрочно, образовательная организация выдает отчисленному лицу справку об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому этой организацией.
Статья 62. Восстановление в организации, осуществляющей образовательную деятельность
Комментарий к статье 62
1. Комментируемая статья предоставляет лицу, отчисленному из организации, осуществляющей образовательную деятельность, право на восстановление для обучения в этой организации. При этом порядок восстановления лица, отчисленного по его личной инициативе, регулируется ч. 1 комментируемой статьи, а отчисленного по инициативе образовательной организации - ч. 2, содержащей право такой образовательной организации самостоятельно устанавливать порядок и условия восстановления.
Восстановление в образовательной организации лица, отчисленного по собственной инициативе до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, возможно при наличии одновременно следующих условий:
- не истек пятилетний срок после отчисления из образовательной организации;
- в образовательной организации имеются свободные места;
- восстановление может быть произведено не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено.
Восстановление для обучения производится на основании заявления отчисленного лица о восстановлении и продолжении обучения. В заявлении указывается причина отчисления и факт того, что обстоятельство, на основании которого лицо вынуждено было прекратить обучение в данной образовательной организации, на день подачи заявления отсутствует. Заявление должно быть подано перед началом учебного года. К нему прилагаются копии документов, удостоверяющих личность, справка об обучении.
Лицу, восстановленному в образовательной организации, после отчисления сохраняются прежние условия обучения.
2. Установление порядка и условий восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, является прерогативой самой образовательной организации.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, закрепляет порядок и условия восстановления локальными нормативными актами. Согласно ст. 30 комментируемого Закона образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие порядок и основания восстановления обучающихся.
Здесь возникает вопрос о том, имеет ли право образовательная организация вовсе не предусмотреть такого порядка в своих нормативных документах. По нашему мнению, отсутствие в локальном нормативном акте образовательной организации указания на возможность восстановления в образовательной организации лица, отчисленного из нее по неуважительным причинам, и порядка такого восстановления нарушает конституционное право такого лица на образование.
Глава 7. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 63. Общее образование
Комментарий к статье 63
1. В соответствии с ч. 2 ст. 10 комментируемого Закона образование в Российской Федерации состоит из нескольких уровней: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом согласно ч. 4 ст. 10 общее образование делится, в свою очередь, также на несколько уровней, а именно:
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Таким образом, общее образование является ступенчатым и призвано обеспечить непрерывный постепенный процесс обучения человека. Ступенчатость образования означает, что освоение вышестоящей ступени невозможно без успешного освоения нижестоящей образовательной программы, а сами образовательные программы построены на принципе преемственности. Часть первая комментируемой статьи закрепляет принцип преемственности образовательных программ общего образования.
Принцип преемственности обусловлен объективно существующими этапами развития личности, которая может освоить определенный объем, уровень знаний на каждом конкретном этапе жизненного пути. Этапы познания и обучаемости личности должны находить свое отражение в содержании образования. Это диктует разделение общего образования на уровни, каждый из которых отличается по форме, содержанию, способам и стратегиям построения образовательного процесса и между тем тесно взаимосвязан с нижестоящими уровнями образования - освоение содержания образовательной программы более высокого уровня возможно только при освоении содержания образовательной программы нижестоящего уровня. Так, например, образовательная программа по предмету "Математика" 5 класса (основное общее образование) подразумевает усвоение учеником начальных базовых арифметических знаний на уровне начального общего образования.
Учебные планы образовательных организаций, рабочие программы, образовательные технологии, применяемые при реализации образовательного процесса, должны отвечать требованиям ч. 1 комментируемой статьи о преемственности ступеней общего образования.
2. Законодатель устанавливает для обучающегося право выбирать форму получения общего образования:
- непосредственно в образовательной организации;
- вне образовательных организаций - в форме семейного образования;
- также предусматривается возможность самообразования.
Семейное образование - форма получения образования, при которой ребенок обучается вне образовательной организации в кругу семьи. При этом для обучения ребенка могут привлекаться педагоги из образовательных организаций.
В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015) допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Выбор формы получения образования и формы обучения для ребенка законодатель закрепляет за законными представителями обучающегося. Обратим внимание, что законные представители осуществляют выбор только за несовершеннолетнего обучающегося, т.е. не достигшего возраста 18 лет (см. п. 1 ст. 21 ГК РФ). Совершеннолетний обучающийся вправе сам выбирать форму получения образования и форму обучения.
Законными представителями могут быть разные лица, осуществляющие свои полномочия по представлению интересов, защите прав детей и надзору за ними. Прежде всего к таким лицам относятся родители ребенка, т.к. согласно ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей, они являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Также к законным представителям относятся усыновители, опекуны (для лиц до 14 лет - ст. 28 ГК РФ) и попечители (для лиц от 14 до 18 лет - ст. 26 ГК РФ). Если несовершеннолетний находится в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то выбор формы получения образования и формы обучения осуществляет названная организация как осуществляющая функции законного представителя обучающегося. Органы опеки и попечительства должны осуществлять надзор за осуществлением законными представителями несовершеннолетнего своих полномочий.
Учет мнения несовершеннолетнего обучающегося при выборе формы получения образования и формы обучения обязателен. В случае возникновения противоречий между мнением родителей (законных представителей) и мнением ребенка, а также если выбор родителей (законных представителей) нарушает права и интересы ребенка, в соответствии с ч. 2 ст. 64 СК РФ орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов ребенка.
Обучение может осуществляться в образовательной организации любой формы собственности, в т.ч. у индивидуального предпринимателя, либо же в форме семейного образования или самообразования, а также в комбинированной форме (когда часть предметов может изучаться в образовательной организации, а часть - в форме семейного образования или самообразования).
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.
Сроки обучения по общеобразовательным программам устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами, а также учебным планом и календарным учебным графиком. Обучающиеся могут также получать образование по индивидуальному учебному плану, предусматривающему ускоренные сроки освоения образовательных программ общего образования.
Лица, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, или в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, получают начальное общее, основное общее, среднее общее образование в указанных организациях. Однако это правило действует только в случае, если обучение не может быть организовано в общеобразовательной организации. При этом получение такого образования может быть построено в том числе и с применением дистанционного обучения. На практике часто дети, находящиеся в таких учреждениях, посещают ближайшую образовательную организацию, при этом названные выше учреждения могут иметь в штате и педагогических работников в целях отслеживания успеваемости своих подопечных.
3. Законодатель возлагает на органы местного самоуправления обязанность по учету детей, имеющих право на получение общего образования. Это, прежде всего, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Наименование органа, который обязан вести такой учет, законодатель не указывает, это определяется нормативными правовыми актами муниципального уровня. Таким органом может быть, например, администрация сельского поселения или же управление общим образованием муниципального района.
Обратим внимание на словосочетание "...право на получение общего образования каждого уровня". Это означает обязанность органа местного самоуправления вести учет детей в разрезе по уровню образования:
- дети, имеющие право на получение начального общего образования;
- дети, имеющие право на получение основного общего образования;
- дети, имеющие право на получение среднего общего образования.
Такой учет позволяет более точно определить количество детей, которые должны получить общее образование, а также уровень уже полученного ими образования. Напомним, что в соответствии с ч. 5 ст. 66 комментируемого Закона получение общего образования, начиная с уровня начального общего образования, является обязательным. Учет детей, имеющих право на получение начального, основного и среднего общего образования, позволяет отследить выполнение законными представителями ребенка требований законодательства об обязательности получения общего образования.
Может возникнуть вопрос: требуется ли учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования, если оно не является обязательным? Текст комментируемой статьи требует ведения учета детей, имеющих право на получение общего образования. Дошкольное образование, как уже говорилось в комментарии к ч. 1 комментируемой статьи, является одной из ступеней общего образования. Отсюда следует, что учет детей, имеющих право на получение дошкольного образования, является обязательным для органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут учет не всех детей, но только детей, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Не совсем понятно, идет ли речь только о детях, которые проживают на данной территории постоянно, или же в том числе и о тех, кто проживает на территории муниципального образования временно. На практике существуют случаи, когда на территории муниципального образования располагаются социальные учреждения временного содержания детей из неблагополучных семей. Дети в таких центрах могут проживать длительное время до одного года и даже более, при этом обучаются они, как правило, в общеобразовательных школах, расположенных на территории муниципального района нахождения социального учреждения. Здесь, на наш взгляд, предпочтительнее следующий вариант: учет таких детей осуществляется по месту их постоянного проживания, однако муниципальное образование, на территории которого такие дети находятся длительное время, хотя и временно (например, в вышеназванных учреждениях), также ведет учет таких детей в журнале временного пребывания. Такая схема более эффективно позволит отследить получение детьми основного образования. В целом, отметим, что ч. 5 комментируемой статьи не конкретизирует вид проживания детей на территории муниципального образования, что позволяет говорить об их обязанности вести учет детей, проживающих на данной территории как постоянно, так и временно.
При ведении учета базы данных органов муниципальных образований должны содержать следующие сведения:
- сведения о ребенке: фамилия, имя и отчество (при наличии), число, месяц и год рождения, место проживания (с указанием постоянное или временное), в т.ч. сведения о месте фактического проживания в случае отличия его от места регистрации;
- сведения о законных представителях ребенка: ФИО, место проживания, контактная информация (желательно, но не обязательно);
- форма получаемого образования для ребенка.
Сведения о форме получаемого ребенком образования должны обязательно отражаться при учете.
Согласие на сбор и обработку персональных данных для целей ведения учета не требуется на основании п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", т.к. сведения собираются для исполнения полномочий органов местного самоуправления. Объем и содержание сведений должны строго соответствовать целям учета и не содержать дополнительные сведения, помимо вышеуказанных. Хранение персональных данных по сроку не должно превышать срок обязательного учета детей, имеющих право на получение общего образования.