Размышляем вместе с взрослыми. Знакомство детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно
Знакомство детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членов семьи, рассматривание семейного альбома, составление фотоальбомов по темам (путешествия, экскурсии, отдых), создание родословной семьи – генеалогического древа. Составление родословной способствует сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории семьи способствует воспитанию у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем лучших качеств предков.
Ребенок растет и воспитывается в семье
и первые сведения о членах семьи, о их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад. Теплые, дружелюбные отношения формируют у ребенка чувство семейной защищенности.
Известно, что психологическая безопасность малыша зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии малыша. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.
• Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
• Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
• Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
• Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.
• Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.
• Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.
• Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
• Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
• Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
• Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.
• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Один из важных вопросов ознакомления с семьей: в каком возрасте следует знакомить ребенка с понятием родства?
Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально и связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка.
Чтобы понять, кто кому кем приходится, дошкольнику зачастую нужно встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим – в 6—7 лет. Поначалу слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей, – «мама», «папа», «деда» (дедушка). Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4—5 лет и старше уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму – мамой, бабушку – бабушкой, папу – папой, а дедушку – дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.
О чем рассказать ребенку
– Давай вспомним, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.
Бабушка – бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.
Дедушка – дедуля, дедуся, дединька.
Мама – мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.
Папа – папочка, папенька, батюшка, тятенька.
Сын – сынок, сынишка, сынуля, сыночек.
Дочка – доченька, дочушка.
Брат – братик, братец, братишка.
Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.
Дядя – дядюшка, дяденька.
Тетя – тетушка, тетенька.
Крестные – это вторые родители, они заботятся о своих духовных детях, помогают родителям в решении проблем, возникающих у крестников, могут заменить ребенку родителей, если он остался сиротой.
Каждый член семьи несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь перед другими членами семьи. В трудную минуту семья всегда поможет в беде.
Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках.
О своей семье, своем роде можно рассказать как словами, так и рисунком.
Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
Предки – родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).
Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
Вопросы и задания
– Как ты думаешь, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)
– Как ты думаешь, все семьи одинаковые? Если они разные, то чем различаются?(Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)
– Какой должна быть семья? Какие слова, определения можно подобрать к слову семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)
– Назови имена всех членов твоей семьи.
– Расскажи, какие обязанности имеет каждый член твоей семьи. Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности? Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить?
Правила поведения и общения с окружающими людьми, родными, друзьями, посторонними:
• Будь приветлив и доброжелателен к людям.
• Учись понимать эмоциональное состояние другого человека.
• Учись рассказывать близким людям о своих чувствах, выражая их в мимике и жестах.
• Чаще улыбайся, так как улыбка обладает волшебной силой – все плохое превращает в хорошее.
• Учись дружить, мириться и договариваться со сверстниками.
– Обсуди эти правила с взрослыми.
– Объясни, почему нужно следовать этим правилам.
– Нарисуй портреты членов твоей семьи или семейный портрет.
Пословицы
Вся семья вместе – и душа на месте.
Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
Русский человек без родни не живет.
Нет лучше дружка, как родная матушка.
Семья ладом полна.
Тема «Опасные предметы»