Описание опыта. Совершенствование форм подготовки к ЕГЭ, ГИА как средство повышения качества знаний обучающихся.

Подготовка к школьным выпускным экзаменам и, в особенности, к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат.

Основные трудности при подготовке учащихся к ЕГЭ:

  • непредсказуемость содержания заданий ЕГЭ;
  • нетипичность и многообразие формулировок заданий в вариантах ЕГЭ;
  • невозможность проведения системного анализа результатов ЕГЭ;
  • сокращение часов математики в старшей школе;
  • нехватка времени для специализированной подготовки к ЕГЭ
  • организация и планирование работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету;
  • отсутствие специальной методики, педагогической системы подготовки учащихся к ЕГЭ;
  • необходимость готовить к сдаче ЕГЭ всех учащихся класса в обязательном порядке;
  • большая наполняемость классов.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. В работе использую банк открытых задач, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.

Другое направление организационно-методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Задания в форме тестов имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны. Использование тестовой формы контроля не всегда даёт представление о качестве и глубине знаний, о математических способностях ученика. Тесты должны использоваться умело в соответствии с возрастными особенностями учащихся в нужном месте и определённых временных рамках. Сами тесты должны быть грамотными, поэтому я тщательно подхожу к их отбору и составлению, разумно сочетая традиционные и тестовые технологии. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.

Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения

Задачи по подготовке детей к ЕГЭ:

  • начинать подготовку к ЕГЭ с 5 класса;
  • создавать учебный материал (по типу ЕГЭ) для обучающих программ, тренингов и использовать готовые печатные и электронные пособия;
  • учить школьников «технике сдачи теста»;
  • психологическая подготовка к ЕГЭ;
  • через систему дополнительных занятий (элективных курсов, индивидуальных консультаций) повышать интерес к предмету и личную ответственность школьника за результаты обучения.

ПРАВИЛА:

Во-первых, никогда не пугать школьников предстоящим ЕГЭ. Наоборот, с первых же дней учёбы убеждать их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл. Главное не упустить время.

Во-вторых, в течение всего года знакомить детей с материалами ЕГЭ. Устный счёт на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ. Кроме этого, систематически на уроках каждому раздавать тест: в 5-9 классах – за основную школу, в 10,11 классах – за полную среднюю школу.

В-третьих, когда уже удалось заинтересовать детей, знакомьте их с особенностями новой формы итоговой аттестации: со структурой теста, временными рамками, нормами оценивания экзаменационной работы, условиями проведения экзамена и начинаю обучать «технике сдачи теста»:

  • обучать строгому самоконтролю времени;
  • учить определять трудность заданий;
  • знакомить с приёмом «прикидки» результата подстановкой;

Коротко расскажу ещё о некоторых факторах успешности на ЕГЭ. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. Однако, упражнения для повторения в учебниках очень объёмны и трудоёмки, требуют письменного выполнения. Поэтому на каждом уроке, организовывать повторение через систему упражнений составленных на основе материалов ЕГЭ

Полученные результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу. Отдельно хочу сказать о консультациях. Консультации индивидуальные и групповые. Оценивая учащихся, не спешите выставлять оценки в журнал, всегда дайте возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с вашей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке.
Главное, что со временем ребята перестают бояться "двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных материалов.

Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Среди источников информации рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.

Широко использую в своей работе Интернет - порталы ЕГЭ http://www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, где пробное тестирование учащихся проводится в онлайн-режиме по заданиям, аналогичным тем, которые будут у выпускников на ЕГЭ, с последующим оцениванием их ответов.

Очевидными положительными моментами этой работы считаю то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки к экзамену.

Наши рекомендации