Сензитивные периоды развития детей от о до 6 лет.
(При написании этого раздела использовались теоретические разработки AMI-Монтессори-тренера, г-жи Зольцбахер (США)).
Возрастная сензитивность - это «присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензтивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».
Эти скупые строчки - все, что можно почерпнуть по данной теме из отечественного словаря по психологии (Психология. Словарь под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – М.:Изд-во полит, лит.- 1990. - С. 357). И советы типа: «Читайте первоисточники, поднимайте исследования психологов на эту тему!» - вряд ли можно признать полезными для практиков - учителей, воспитателей, а тем более, родителей. Не их это задача. Это проблема академической науки, принципиально не способной преломить богатые знания в практически полезной форме.
Иное дело – работа Марии Монтессори по данной теме, нисколько не уступающая академическим исследованиям по уровню достоверности результатов и абсолютно превосходящая их по уровню использования в реальной практике воспитания.
Что же Мария Монтессори и ее истинные последователи говорят о сензитивных периодах в развитии детей от 0 до 6 лет?
Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и проч. – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В соответствии с «космическим планом» развития, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей. Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности (особенно если он считает себя профессионалом в педагогике и заинтересован в понимании смысла своей профессии):
- взрослый может (а точнее, обязан!) знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
- взрослый может наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
- взрослый может предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения «подготовленная среда» Монтессори-школы является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов. И еще несколько общих характеристик сензитивных периодов. Они универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.
Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантирует, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме. Отсюда возникает принципиальная возможность функциональной диагностики развития индивидуальных ее особенностей с целью дальнейшей реабилитации этого развития. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:
- более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»
- этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума или плато), который наблюдать наиболее просто;
- более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время, но имеют наивысшую интенсивность в разные его моменты.
Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.