Принципы прочности, сознательности и активности обучения
Эта группа принципов особенно тесно взаимосвязана и в основном выражает требование к результатам обучения, характеризует наиболее типичные качества знаний, умений и навыков.
Для изучения биологии важно учитывать необходимость отбора из многочисленных природных объектов для запоминания тех, которые имеют теоретическую и практическую значимость. Например, в курсе ботаники приводилось более 300 названий видов растений, а в зоологии – сотни названий видов животных и разнообразных таксономических групп, которые, по сути, не поддаются прочному запоминанию учащимися. Поэтому в методике биологии актуальна проблема педагогически обоснованного отбора природных объектов, которые следует знать и различать учащимся. Весьма целесообразно включение в учебный материал объектов ближайшего природного окружения, знание особенностей их строения, мест обитания и жизнедеятельности.
Прочность как принцип обучения требует закрепления в памяти учащихся основных теоретических положений, важных биологических понятий, используемых в практической деятельности.
Успех в реализации этого принципа зависит не только от систематического закрепления и повторения материала на уроке, но и от выполнения домашних заданий. Особенно следует учитывать, что прочное запоминание зависит от следующих факторов:
ü Частоты повторения нового материала на начальном периоде его усвоения с постепенным увеличением промежутков между его последующим воспроизведением в памяти;
ü Эмоциональной окрашенности, выразительности предъявления новой информации;
ü Мотивации и установки на сознательное и целевое усвоение;
ü Понимание существенного в заданном объекте разнородных элементов знаний, их взаимосвязи между собой.
На прочность запоминания влияет также объем и степень сложности раскрытия понятия, их насыщенность на определенном отрезке учебного времени. Прочности усвоения учебного материала содействует цельное построение всего содержания биологического образования, усиление преемственных связей между учебными предметами, развитие навыков применения ранее усвоенного материала в новых учебных ситуациях.
Принцип прочности тесно взаимодействует с принципами сознательности и активности. Усвоение сути научного понятия сочетается с установкой учащегося на сознательное отношение к целям и способам учебной деятельности, что очень важно в выработке позиции ответственности школьников за учение. Преодолению формализма, укреплению сознательного отношения учащихся к изучению биологии способствует четкая постановка учебных задач, обоснование роли биологических знаний в различных областях деятельности общества и жизни человека.
Реализация принципа сознательности проявляется в целенаправленном применении учебных задач, методов обучения, помогающих последовательно обращать внимание учащихся на причины изучения того или иного материала, его качественное усвоение, понимание перспектив развития и применения усвоенного материала.
Условием и вместе с тем показателем сознательности обучения является активность учащихся в учении. Принцип активности выражает требование высокого уровня самостоятельности в учебной деятельности школьника. В системе взаимоотношений учителя и учащихся на уроке активность учителя только тогда будет оправдана, когда она вызывает ответную активную реакцию ученика, его стремление к творческому поиску. Показателями активности являются заинтересованность учебным предметом, желание узнать больше, умение применить знание, способность самостоятельно решить учебную задачу.
Широкий простор учебной активности предоставляется учащимся во внеклассных и внешкольных формах занятий, на факультативах.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить высокую активность учащихся в учебе и труде, что служит взаимному обогащению этих основных видов деятельности и вносит огромный вклад в обучение, воспитание и развитие школьников.