Подробнее об этих мерах социальной поддержки и социальных гарантиях см. комментарий к ст. 47. 2 страница
При приеме на первый курс вуз устанавливает не менее трех вступительных испытаний, в том числе вступительные испытания по русскому языку и по профильному общеобразовательному предмету, указанному в Перечне вступительных испытаний. При приеме на направления подготовки (специальности), по которым проводятся дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вуз устанавливает не менее двух вступительных испытаний из Перечня вступительных испытаний.
Порядок приема граждан в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, и образовательные учреждения, реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
3.2. На сегодняшний день приняты следующие нормативные акты, устанавливающие перечни вступительных испытаний при приеме на обучение:
- Приказ Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. N 1 "Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета";
- Приказ Минобрнауки РФ от 30 декабря 2013 г. N 1422 "Об утверждении Перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств";
- Приказ Минобрнауки РФ от 19 сентября 2013 г. N 1076 "Об утверждении перечня дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета" и др.
4. Правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
Статья 56. Целевой прием. Договор о целевом приеме и договор о целевом обучении
Комментарий к статье 56
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Контрольные цифры приема (далее по тексту - КЦП) устанавливаются в соответствии со ст. 100 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 100).
Приказом Минобрнауки РФ от 28 декабря 2011 г. N 2895 утвержден Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования, которым установлено, что государственное и муниципальное высшее учебное заведение рассматривает заявки на целевой прием, поступившие от органов государственной власти или органов местного самоуправления, и принимает решение о выделении целевых мест по каждому направлению подготовки (специальности) с указанием их количества в пределах КЦП и в пределах квот, установленных учредителем.
Государственный и муниципальный вуз информирует о принятом решении органы государственной власти или органы местного самоуправления и заключает с ними договоры на целевой прием с учетом конкурсной основы приема в высшие учебные заведения.
Количество мест для целевого приема на каждое направление подготовки (специальность) определяется не позднее чем за месяц до начала приема документов и не должно превышать 15 процентов от общего количества КЦП по каждому направлению подготовки (специальности), за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Об этом оповещаются абитуриенты и общественность. При необходимости установления вузом более высокой доли поступающих по целевому приему она согласуется с учредителем. Количество целевых мест не может быть увеличено в ходе приема документов, вступительных испытаний и зачисления.
Если же договаривающиеся с государственным и муниципальным вузом стороны не обеспечивают конкурс направленных на целевые места, приемная комиссия обязана уменьшить количество выделенных целевых мест, поставить в известность об этом соответствующие государственные или муниципальные органы и поступающих на целевые места.
Лица, не прошедшие по конкурсу на целевые места, могут на основании имеющихся результатов ЕГЭ и результатов дополнительных вступительных испытаний участвовать в общем конкурсе в данном вузе на любые формы получения образования в случае, если об этом они указали при подаче заявления о приеме в вуз. Целевые места, оставшиеся вакантными после сдачи вступительных испытаний и зачисления, предоставляются лицам, участвующим в общем конкурсе по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
2. Правовым основанием целевого приема, проводимого в рамках установленной квоты, является договор о целевом приеме. Такой договор заключается соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении гражданином, федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Договор о целевом приеме носит трехсторонний характер. Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема.
Существенными условиями договора о целевом приеме являются:
1) обязательства организации, осуществляющей образовательную деятельность, по организации целевого приема гражданина, заключившего договор о целевом обучении;
2) обязательства органа или организации, заключившей договор о целевом обучении с гражданином, по организации учебной и производственной практики гражданина, заключившего договор о целевом обучении.
Договор о целевом приеме заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Орган или организация направляет в образовательную организацию предложение в письменной форме о заключении договора о целевом приеме, содержащее сведения о количестве граждан, подготовку которых необходимо осуществить по направлениям подготовки и специальностям в рамках целевого обучения для органа или организации, а также сведения о направлениях деятельности органа или организации. Образовательная организация в течение 10 календарных дней со дня получения предложения в письменной форме о заключении договора о целевом приеме в письменной форме сообщает органу или организации о своем согласии на заключение договора о целевом приеме и информирует орган или организацию о количестве граждан, которые могут быть приняты образовательной организацией в рамках целевого приема, или об отказе в заключении договора о целевом приеме в связи с отсутствием по соответствующей специальности или направлению подготовки контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
При получении от образовательной организации согласия на заключение договора о целевом приеме орган или организация в течение 5 календарных дней со дня его получения направляют образовательной организации подписанный проект договора о целевом приеме и список граждан, изъявивших желание участвовать в целевом приеме, определенных органом или организацией самостоятельно. Образовательная организация подписывает проект договора о целевом приеме в течение 5 календарных дней со дня его получения. После подписания проекта договора о целевом приеме 1 экземпляр договора о целевом приеме остается у образовательной организации.
Договор о целевом приеме расторгается по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке. Соглашение о расторжении договора о целевом приеме совершается в простой письменной форме.
Типовая форма договора о целевом приеме утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении" (вместе с Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении).
3. Договор о целевом обучении заключается органом или организацией и гражданином или обучающимся. Договор о целевом обучении заключается в простой письменной форме в 2-х экземплярах (по одному экземпляру для каждой из сторон). Данный договор заключается с гражданином до начала целевого приема. Орган или организация до начала целевого приема в письменной форме информируют образовательную организацию, заключившую договор о целевом приеме, о количестве граждан, с которыми заключены договоры о целевом обучении, с приложением копий указанных договоров. Договор о целевом обучении с обучающимся заключается на любом этапе освоения им образовательной программы в образовательной организации.
Несовершеннолетние граждане и обучающиеся заключают договор о целевом обучении с письменного согласия родителей (законных представителей).
Существенными условиями договора о целевом обучении являются:
1) меры социальной поддержки, предоставляемые гражданину в период обучения органом или организацией, указанными в ч. 3 настоящей статьи и заключившими договор о целевом обучении (к указанным мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки);
2) обязательства органа или организации, указанных в ч. 3 настоящей статьи, и гражданина соответственно по организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, а также по его трудоустройству в организацию, указанную в договоре о целевом обучении, в соответствии с полученной квалификацией;
3) основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
Договор о целевом обучении расторгается по соглашению сторон (в том числе в связи с отчислением гражданина из образовательной организации), в связи обстоятельствами, не зависящими от воли гражданина и образовательной организации, в том числе в связи с ликвидацией образовательной организации, органа или организации, смертью гражданина, а также в судебном порядке. Соглашение о расторжении договора о целевом обучении совершается в простой письменной форме.
Типовая форма договора о целевом обучении утверждена Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении" (вместе с Правилами заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении).
Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, принятыми на обучение не на условиях целевого приема.
4. Заключение договора о целевом обучении между федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и гражданином с обязательством последующего прохождения государственной службы или муниципальной службы после окончания обучения осуществляется в порядке, установленном Указом Президента РФ от 21 декабря 2009 г. N 1456 "О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение".
Договор на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы заключается между федеральным государственным органом и отобранным на конкурсной основе гражданином РФ, обучающимся в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.
Право участвовать в конкурсе на заключение договора на обучение имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и впервые получающие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях за счет средств федерального бюджета.
Договор на обучение с гражданином РФ, осваивающим основную образовательную программу высшего профессионального образования для получения квалификации (степени) "бакалавр" или квалификации (степени) "специалист", заключается не ранее чем через два года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательном учреждении. Договор на обучение с гражданином, осваивающим основную образовательную программу высшего профессионального образования для получения квалификации (степени) "магистр" или обучающимся по образовательным программам среднего профессионального образования на базе среднего (полного) общего или начального профессионального образования, заключается не ранее чем через шесть месяцев после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательном учреждении. Договор на обучение с гражданином, получающим образование по образовательным программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, заключается не ранее чем через полтора года после начала обучения и не позднее чем за один год до окончания обучения в образовательном учреждении.
Договоры на обучение с гражданами заключаются с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы на должностях гражданской службы категорий "специалисты" и "обеспечивающие специалисты", относящихся к старшей и младшей группам должностей.
Конкурс объявляется государственным органом и проводится конкурсной комиссией, образуемой в государственном органе в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В договоре на обучение должно быть предусмотрено обязательство гражданина проходить гражданскую службу в государственном органе после получения им документа государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании в течение срока, установленного договором на обучение.
5. В случае если гражданин не выполняет обязательства по трудоустройству после получения образования на условиях целевого обучения, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, он обязан возместить в полном объеме органу или организации, заключившим договор, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов. С другой стороны, орган или организация в случае неисполнения обязательства по трудоустройству гражданина выплачивает ему компенсацию в двукратном размере расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки.
Статья 57. Изменение образовательных отношений
Комментарий к статье 57
1. Изменение образовательных отношений производится при наличии одного из следующих условий:
- изменение условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе. Наступление данного условия не зависит от воли сторон, но приводит к изменению прав и обязанностей субъектов правоотношений. Сюда можно отнести реорганизацию образовательной организации, изменение законодательства в области образования, затрагивающего порядок получения обучающимся образования, изменение правового статуса обучающегося - отнесение его к той или иной категории обучающихся, для которых предусмотрены иные нормы регулирования образовательного процесса (получение социальной стипендии в случае утраты родителями работы, получение бесплатного питания, в случае получения семьей обучающегося статуса многодетной семьи и пр.);
- по инициативе обучающегося (родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося) по его заявлению в письменной форме. В соответствии с комментируемым Законом родители (законные представители) могут выбирать и изменять в процессе обучения формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) и пр.;
- по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Изменение образовательных отношений влечет за собой изменение прав и обязанностей образовательной организации, обучающегося и родителей несовершеннолетнего обучающегося (его законных представителей).
2. Правовым основанием для изменения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, изданный руководителем этой организации или уполномоченным им лицом. Если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, распорядительный акт издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор. К договору об образовании составляется дополнительное соглашение в простой письменной форме о внесении изменений или дополнений в действующий договор. Дополнительное соглашение подписывается обеими сторонами. Если одна из сторон не согласна на изменение образовательных отношений, такие правоотношения либо прекращаются по соглашению сторон, либо спор рассматривается Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений или в судебном порядке в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
3. Моментом изменения образовательных отношений, влекущих изменение прав и обязанностей обучающегося, предусмотренных законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, является дата издания распорядительного акта. Если распорядительный акт указывает дату, с которой изменяются правоотношения, моментом изменения считается указанная дата. В отношениях с индивидуальным предпринимателем моментом изменения образовательных отношений является дата подписания дополнительного соглашения о внесении изменений или дополнений к договору об образовании или указанная в нем дата.
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Комментарий к статье 58
1. Промежуточная аттестация обучающихся представляет собой форму контроля и проверки уровня освоения обучающимися образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
Целью аттестации является:
- установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта;
- контроль за выполнением учебных программ и календарно-тематического планирования изучения учебных предметов.
К промежуточной аттестации относятся:
а) тематическая аттестация - это оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок). Текущая аттестация происходит в форме выставления поурочных отметок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимого учителем;
б) текущая аттестация - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе ее изучения обучающимися по результатам проверки (проверок). Тематическая аттестация осуществляется преподавателем на основании текущей аттестации, оценок, полученных обучающимися при проверке усвоения всей темы по окончанию ее изучения (если таковая проводилась).
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Промежуточная аттестация учащихся 2 - 10 классов проводится, как правило, в форме тестирования, письменных и устных экзаменов.
2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность, иными словами, должны освоить образовательную программу соответствующего уровня.
Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, условно переводятся в следующий класс или на следующий курс.
Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана. Согласно ст. 8 комментируемого Закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов РФ организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Указанная помощь, в том числе помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Статья 59. Итоговая аттестация
Комментарий к статье 59
1. Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы по итогам учебы по прохождению определенного уровня образования и окончания освоения образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ГИА). Она проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта государственными экзаменационными комиссиями.
2. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400. Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах, освобождаются от прохождения ГИА по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.
Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти ГИА, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.
ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее - ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ГИА проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам - литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов РФ и литературе народов РФ на родном языке из числа языков РФ (родной язык и родная литература) - обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в следующих формах:
а) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее - КИМ), - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА;
б) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов - для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования;