Способы проверки знаний, умений и навыков детей.

Вопросы диагностики Методика проведения Уровни освоения знаний, умений, навыков
1. Имеет представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления) Разложить перед ребенком различные строительные детали и предложить назвать их и описать их свойства Уровни освоения программы: Высокий уровень: Ребенок имеет представления о конструируемых объектах, о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Умеют анализировать постройки, конструкции, имеет представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления). Умеет преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции. Владеют навыками пространственной ориентации. Умеет изготавливать простые игрушки из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами. Приучаются к порядку и аккуратности в работе. Проявляет интерес к конструктивной деятельности и использует ее в строительных играх. Проявляет фантазию и творчество в создании построек. Средний уровень: Ребенок имеет представления о конструируемых объектах, о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Умеет анализировать постройки, конструкции, имеет представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления). Умеет преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции при небольшой помощи взрослого. Владеет навыками пространственной ориентации. Изготавливает простые игрушки из бумажных полос способом складывания их пополам с небольшой помощью взрослого и оформления вырезанными бумажными элементами. Соблюдает порядок и аккуратность в работе. Проявляет интерес к конструктивной деятельности и использует ее в строительных играх, но не проявляет фантазию и творчество в создании построек. Низкий уровень: Ребенок имеет частичные представления о конструируемых объектах, о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Анализирует постройки, конструкции с помощью взрослого, имеет представления о некоторых строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления). Преобразовывает постройки по разным параметрам, сооружает их по словесной инструкции только с помощью взрослого. Слабо владеет навыками пространственной ориентации. Не всегда соблюдает порядок и аккуратность в работе. Не проявляет интерес к конструктивной деятельности и не использует ее в строительных играх. Критерии: 0 – знания и умения не сформированы 1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого) 2 – достаточные знания и умения, но не полные 3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания) От 0 до 1.6 балла – низкий уровень От 1.7 до 2.5 – средний уровень От 2.6 до 3 – высокий уровень
2. Умеет преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции Дать ребенку строительный материал и предложить построить из него постройку, которую затем необходимо будет преобразовать (гараж для легковой машины и для автобуса)
3. Владеет навыками пространственной ориентации Предложить д/игру «Назови, где находится»
4. Умеет изготавливать простые игрушки из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами Ребенку предлагается сконструировать простую игрушку из бумажных полос и украсить ее вырезанными бумажными элементами
5. Имеет представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей Предложить рассмотреть картинки с изображением людей, чьи профессии связаны со строительством, созданием техники, вещей, предметов и назвать профессии
6. Проявляет интерес к конструктивной деятельности и использует ее в строительных играх   Диагностика проводится в процессе наблюдений за детьми
7. Умеет создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу и играют с ними Предложить ребенку создать постройку из строительного материала по замыслу
8. Изготавливает элементарные игрушки оригами   Предложить изготовить игрушку по принципу «оригами»

Диагностическая таблица развития конструктивной деятельности детей от 4 до 5 лет (образовательная область «Познание»)

Группа_______________________Воспитатели____________________________________________________

  Знания, умения, навыки   Ф.И. ребенка Имеет знания и представления о конструируемых объектах   Имеет представления о деятельности людей, связанных со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Умеет анализировать постройки, конструкции Имеет представления о строительных деталях, их названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы соединения, крепления); Умеет преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать по словесной инструкции Владеет навыками пространственной ориентации Соблюдает порядок и аккуратность в работе   Проявляет интерес к конструктивной деятельности и использует ее в строительных играх Проявляет фантазию и творчество в создании построек Умеет изготавливать простые игрушки из бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вырезанными бумажными элементами Изготавливает элементарные игрушки оригами   ИТОГ
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

0 – знания и умения не сформированы

1- низкий уровень (постоянно требует помощи взрослого)

2 – достаточные знания и умения, но не полные

3 - высокий уровень (ребенок действует самостоятельно и правильно решает задания)

Разделы «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»

Пояснительная записка

Содержание разделов «Предметное окружение» и «Формирование элементарных экологических представлений» входят в образовательную область «Познание» и реализуются на занятиях по «Ознакомлению с окружающим»

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности. Предметы окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое внимание. В средней группе воспитатель продолжает знакомить детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, с их качествами и свойствами: дерево, металл, ткань и т.д.

С этой целью проводятся специальные занятия, для которых подбирается наглядный материал. Знакомясь с различными материалами, ребенок имеет возможность выделить их свойства. Поэтому очень эффективным приемом является организация элементарного экспериментирования.

Другой важной задачей является обучение детей умению выделять существенные и несущественные признаки предметов, а также группировать и классифицировать предметы по общим признакам. Поэтому продолжается работа по знакомству детей с родовыми (обобщающими) понятиями и их классификацией. У детей воспитывается умение объединять предметы в группы, ориентируясь на их назначение. При этом используются соответствующие обобщающие слова. Для знакомства с предметами используются загадки. Для закрепления знаний о названии материалов, из которых сделаны предметы, об обобщающих понятиях широко используются дидактические игры. Знакомя детей с предметным миром, воспитатель объясняет им, что человек внимательно изучает различные свойства материалов и использует их при изготовлении предметов. Таким образом, к концу года у детей складывается целостное представление об окружающем мире. В месяц проводится 1 занятие по «Предметному окружению» в рамках занятий по «Ознакомлению с окружающим».

Задачи:

  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем
  • Знакомить детей с признаками предметов, определять их цвет, форму, величину, вес
  • Знакомить детей с материалами, их свойствами и качествами
  • Учить устанавливать связь между назначением и строением предмета и материалом, из которого он сделан
  • Формировать знания детей о транспорте

Другой важный раздел - «Формирование элементарных экологических представлений». Занятия по данному разделу в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада. Знания, которые дети получают на занятиях, закрепляются в повседневной жизни. В работе с детьми используются различные формы проведения – экскурсии в природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты, – все это дает детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно. Сезонные наблюдения за изменениями в природе проводятся в совместной деятельности воспитателя и детей. Элементарные опыты проводятся на прогулке и в совместной деятельности воспитателя и детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется эстетическое отношение к окружающему миру, дети учатся видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, учатся гуманному, бережному отношению к природному миру.

Задачи:

  • Расширять представления детей о природе
  • Знакомить с домашними и дикими животными, их внешним видом
  • Знакомить детей с насекомыми
  • Знакомить детей с овощами, фруктами, грибами и ягодами
  • Учить называть 3-4 вида деревьев
  • Продолжать знакомить с обитателями уголка природы, с комнатными растениями и способами ухода за ними
  • Формировать элементарные представления о свойствах объектов неживой природы
  • Расширять представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных и растений
  • Учить замечать изменения в природе

Примерное содержание разделов «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»

№ раздела Название раздела Содержание раздела
Предметное окружение Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем. Продолжать знакомить детей с миром предметов, необходимых для разных видов деятельности: труда, рисования, игры и т.д.). Уточнять и активизировать в их речи названия и назначение предметов ближайшего окружения. Создавать условия, необходимые для того, чтобы дети пятого года жиз­ни могли «шагнуть» за пределы уже освоенного окружения и начать инте­ресоваться «вceм на свете». Рассказывать об объектах, заинтересовавших детей при рассматривании картин, рисунков в книгах, а также в телепередачах и т. п. Продолжать знакомить со свойствами и качествами предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмас­са, стекло, фарфор), об их свойствах и качествах. Объяснять целесообраз­ность изготовления предмета из определенного материала (корпус ма­шин из металла, шины из резины и т.п.). Поощрять попытки детей узнавать, как и где сделана та или иная вещь. Расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, ав­тобус, поезд, самолет, теплоход).  
Формирование элементарных экологических представлений Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними (похолодало - исчезли бабочки, жуки). Закреплять представления о сезонных изменениях природе. Давать начальное представление о приспособленности растений и животных к среде обитания. Продолжать учить различать и называть овощи, фрукты и ягоды. Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям. Приобщать детей к уходу за комнатными растениями; наблюдать в комнатных условиях за ростом луковиц и травы (корм для птиц). Давать представление о том, что растения - живые существа (для и роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет: эти условия им обеспечивает человек). Расширять представления о домашних животных и их детенышах (особенности поведения, передвижения; что едят; какую пользу приносят людям). Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными. Закреплять знания детей о лягушке. Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида. Учить называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха). Закреплять представления насекомых (бабочка, божья коровка, муравей). Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношений к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту на участке детского сада и т.п.).  

Перспективно-тематический план по разделу «Предметное окружение. Формирование экологических представлений»

Наши рекомендации