Ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.
В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь‑
ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос‑
нащения работы, возможностей исследователя и других факто‑
ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логи‑
ка каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвари‑
антные элементы любой работы, а также показать, как эти эле‑
менты функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимо‑
действие школы исоциальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление иразвитие личности в разных образовательных системах.
Можно выделить три этапа конструирования логики исследо‑
вания: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.
‑
1) Первый этап – постановочный – или подготовительныйот выбора темы до опре‑
деления задач и разработки гипотезы — в значительной мере мо‑
жет осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел -- гипотеза - задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.
- Обоснование темы исследования, определение основного противоречия, первичная постановка проблемы.
Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако в начале собственно исследования осуществляется первичная постановка пробле‑
мы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном педагогическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения педагогических феноменов и т.д.
Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений.
- Определение методологической базы исследования, изучение теории и истории вопроса, определение цели, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной ли‑
тературой. Исследователь должен ознакомиться с ‑
экспериментальными данными, полученными другими педагогами, и попытками объяснения причин заинтересо‑
вавшего его явления.
К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet и др., библиотеки, специализированные журналы.
Работа с литературой начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по про‑
блеме. Следующий шаг — составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительноезнакомство с публикациями на тему исследования мож‑
но получить из реферативных журналов. Более подроб‑
ную информацию об исследованиях, отно‑
сящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях науч‑
ных журналов, сборниках и монографиях.
- Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, гипотезы (или воз‑
никновение новой гипотезы) и идеи плана экспериментального исследования. Воз‑
можно, что педагог и откажется от исследования, так как проблема может пока‑
заться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.
- Выдвижение основной гипотезы исследования и, при необходимости, частных гипотез и определение перемен‑
ных Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: "Если …, то …".
2) Ло‑
гика же второго — собственно исследовательского — этапа рабо‑
ты задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — экспериментальная проверка гипотезы ‑
— конструиро‑
вание предварительных выводов — их опробование и уточнение - построение заключительного вывода).
Планирование исследования, определение задач, выбор методов и методик исследования.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики (программы) исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который по‑
зволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон‑
стантность величины их воздействия на зависимую переменную
Процессуальная классификация планов для исследования связи двух перемен‑
ных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воз‑
действие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов
- Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.
‑
Всю совокупность потенциальных испытуе‑
мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо‑
значают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро‑
страняются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.
Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, со‑
циальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того что‑
бы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследо‑
вания. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупно‑
сти присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необхо‑
димой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три груп‑
пы: 1)всю генеральную совокупность; 2)группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную илирепрезентативную выборку
- Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной час‑
тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ‑
ностей к экспериментированию.
Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента.