Ные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптималь‑­

ных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из характера проблемы, предмета и задач исследования, уровня ос‑­

нащения работы, возможностей исследователя и других факто‑­

ров, а также определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата. Ясно, что логи‑­

ка каждого исследования специфична, своеобразна. Наша задача — наметить те общие подходы, которые позволят выявить инвари‑­

антные элементы любой работы, а также показать, как эти эле‑­

менты функционируют в исследованиях, раскрывающих взаимо‑­

действие школы исоциальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, человека и культуры, становление иразвитие личности в разных образовательных системах.

Можно выделить три этапа конструирования логики исследо‑­

вания: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

‑­

1) Первый этап – постановочный – или подготовительныйот выбора темы до опре‑­

деления задач и разработки гипотезы — в значительной мере мо‑­

жет осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема — тема — объект — предмет — научные факты — исходная концепция — ведущая идея и замысел -- гипотеза - задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана.

- Обоснование темы исследования, определение основного противоречия, первичная постановка проблемы.

Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. Однако в начале собственно исследования осуществляется первичная постановка пробле‑­

мы. Исследователь должен уяснить себе, чем он неудовлетворен в современном педагогическом знании, где он ощущает пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения педагогических феноменов и т.д.

Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений.

- Определение методологической базы исследования, изучение теории и истории вопроса, определение цели, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

После первичной постановки проблемы наступает этап работы с научной ли‑­

тературой. Исследователь должен ознакомиться с ‑­

экспериментальными данными, полученными другими педагогами, и попытками объяснения причин заинтересо‑­

вавшего его явления.

К услугам современного исследователя компьютерные базы данных, сети Internet и др., библиотеки, специализированные журналы.

Работа с литературой начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по про‑­

блеме. Следующий шаг — составление библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. Предварительноезнакомство с публикациями на тему исследования мож‑­

но получить из реферативных журналов. Более подроб‑­

ную информацию об исследованиях, отно‑­

сящихся к выделенной проблеме, следует искать в самих публикациях: статьях науч‑­

ных журналов, сборниках и монографиях.

- Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, гипотезы (или воз‑­

никновение новой гипотезы) и идеи плана экспериментального исследования. Воз‑­

можно, что педагог и откажется от исследования, так как проблема может пока‑­

заться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя.

- Выдвижение основной гипотезы исследования и, при необходимости, частных гипотез и определение перемен‑­

ных Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импликативного высказывания: "Если …, то …".

2) Ло‑­

гика же второго — собственно исследовательского — этапа рабо‑­

ты задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов — экспериментальная проверка гипотезы ‑­

— конструиро‑­

вание предварительных выводов — их опробование и уточнение - построение заключительного вывода).

Планирование исследования, определение задач, выбор методов и методик исследования.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики (программы) исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Исследователь должен выбрать экспериментальный инструмент, который по‑­

зволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон‑­

стантность величины их воздействия на зависимую переменную

Процессуальная классификация планов для исследования связи двух перемен‑­

ных создана Д. Кэмпбеллом. Основными являются: простой план для двух групп с предварительным тестированием (тест—воздействие—ретест); план для двух рандомизированных групп без предварительного тестирования (рандомизация—воз‑­

действие—тест); план Соломона для четырех групп, объединяющий оба этих плана. Они называются планами истинных экспериментов

- Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом.

‑­

Всю совокупность потенциальных испытуе‑­

мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо‑­

значают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро‑­

страняются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки.

Все потенциальные испытуемые характеризуются разным полом, возрастом, со‑­

циальным положением, уровнем образования, состоянием здоровья и т. д. Кроме того, они обладают различными индивидуально-психологическими особенностями, например разными уровнями интеллекта, нейротизма, агрессивности. Для того что‑­

бы выборка представляла генеральную совокупность, потенциальным испытуемым должны быть предоставлены равные шансы стать реальными участниками исследо‑­

вания. Техника рандомизации состоит в том, что всем представителям совокупно‑­

сти присваивается индекс, а затем производится случайный отбор в группу необхо‑­

димой численности для участия в эксперименте. В этом случае мы имеем три груп‑­

пы: 1)всю генеральную совокупность; 2)группу рандомизации, из которой производится отбор; 3) экспериментальную рандомизированную илирепрезентативную выборку

- Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной час‑­

тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ‑­

ностей к экспериментированию.

Любой самый лучший замысел можно испортить небрежным проведением эксперимента.

Наши рекомендации