Оцените степень своей деловитости
Сейчас наступило такое время, что и женщины, и мужчины стали тратить на дела (увы, отнюдь не личные!) все свободные часы. Конечно, каждый в меру своих способностей и усидчиво-сти. Ведь существует такой тип людей, который приспособлен лишь для развлечений. Проверьте, есть ли у Вас деловая хватка.
1. Вы собираетесь закончить давно начатую и отложенную работу. И вдруг Вам звонит милый человек противоположного пола, который Вам симпатичен, и просит о встрече:
а) Вы говорите: «Попозже солнышко» и сжав зубы, быст-ренько приканчиваете свою работу;
б) произнося: «Иду, любовь моя!», Вы, послав к черту все свои дела, мчитесь на свидание;
в) раз и навсегда решив стать аскетом, Вы снова посылаете к черту, но уже свою симпатию и с легким сердцем занимаетесь делом.
2. Перед Вами выбор: или пойти в веселую компанию, или, наконец, привести в порядок все свои бумаги, так как Вас заму-чили жена, совесть, теща:
а) Вы, повторяя, «Делу время, потехе — час», начинаете убирать;
б) радостно подхватив ту же поговорку, Вы, решив, что долгожданный час пробил, побежите на вечеринку, клятвенно пообещав все убрать по истечении данного срока;
в) бодро смотрите на тех, кто упрекает Вас в неаккуратно-сти, и вяло отругиваясь и не вдаваясь в подробности дальнейшей судьбы бумаг, гордо удаляетесь.
3. Вас попросили о важной услуге, невыполнимой для других людей:
а) Вы, похлопав просителя по плечу, говорите: «Нет про-блем!» и, использовав одного из многочисленных друзей, испол-ните желаемое;
б) сославшись на занятость, уйдете, разводя руками;
в) долго жмете ему руку, лихорадочно думая в это время, как бы уклониться, и, наконец, частично выполняете просьбу.
4. Деловые люди, как правило, не видят в одежде цель жизни. А для Вас одежда?
а) для меня одежда — очень многое. Без фирменных тря-пок я мало что из себя представляю;
б) я люблю красиво одеваться, так как это приятно и мне, и окружающим;
в) хорошая одежда нужна мне для работы. Если я буду пло-хо одет, люди соответственно не будут иметь со мной дела.
5. Друзья — это великолепно! С их помощью я делаю свои дела, и они мне помогают. С их помощью я достаю, продаю, покупаю, подписываю — о, мне очень нужны друзья!
а) друзья — это хорошо! Я не могу без друзей, они помога-ют мне в трудную минуту;
б) друзья — это для меня все. Я с ними советуюсь, помо-гаю им.
6. В достаточной ли мере Вы уделяете внимание своему лю-бимому человеку? Всегда ли Вы заботитесь о том, чтобы, когда Вы задерживаетесь на работе, позвонить и предупредить об этом?
а) что за ерунда! Я занимаюсь делом, а не черт-те чем! У меня просто нет времени на такие пустяки;
б) позвонить-то, конечно, можно, и я звоню, когда могу. Но, думаю, ничего страшного не случится, если и опоздаю не-много;
в) конечно, позвоню, милая! Как можно причинить тебе беспокойство. Да в конце концов я вообще никогда не опаздываю.
7. Личная жизнь есть у всех, даже у самых деловых. Но вот какое значение Вы придаете личной жизни?
а) семья, дом — это моя жизнь. Я люблю своего избранни-ка, хочу иметь детей, а работа — только для поддержания мате-риального положения;
б) ну что ж, семья — это неплохо. Хорошо иногда провести вечерок-другой в кругу семьи, поговорить с детьми, с любимым человеком, но и дело забывать нельзя;
в) ну уж нет! Всю жизнь провести на кухне — никогда! За детьми пусть следит жена (бабушка), а мое призвание — работа. Вот там я человек, там я достигну болыпих высот, там мое место.
8. Умеете ли Вы отдыхать, отключаться от своих дел и много-численных проблем?
а) могу, но не всегда. Если у меня что-то важное, я просто не могу не думать об этом. Тогда и отдых не в радость;
б) о, когда я отдыхаю, я с радостью сваливаю с себя бремя забот и наслаждаюсь жизнью;
в) я уже не помню, когда отдыхал последний раз. Все дела, дела...
Ключ | ||
1. а- 5 | б-З | в- 10 |
2. а - 10 | 6-5 | в- 3 |
3. а - 10 | б-З | в-5 |
4. а-3 | 6-5 | в- 10 |
5. а - 10 | 6-5 | в- 3 |
6. а - 10 | 6-5 | в- 3 |
7. а-3 | 6-5 | в- 10 |
8. а- 5 | 6-3 | в- 10 |
Более 60 очков — у Вас просто талант! Человека подобных деловых качеств надо поискать. Всю жизнь Вы отдаете работе и видите в ней смысл жизни. Но не пора ли остановиться? Может наступить страшная минута, когда Вы будете совсем одиноки! Это неудивительно, ведь о своих близких Вы не думаете, а друзей цените только как деловых партнеров. Еще немного, и слова «Боливар не выдержит двоих» станут для вас привычными. Вам грозит превращение в компьютер, холодный, одинокий, без-душный.
От 30 до 60 — Вам удается быть самим собой и при этом не оставаться за кормой жизни. Вашим близким с Вами хорошо. Вы заботливы и внимательны, но также и не пускаете на самотек свои дела, предпочитая следить за всем сам. Очень хорошо, что Ваша работа не поглотила Вас целиком и не стала самоцелью. Продолжайте ею заниматься, но не забывайте и о тех, кто Вас любит, и все будет в порядке.
До 35 очков — Вы слишком легкомысленны. Нельзя же так доверяться случаю и так безудержно предаваться развлечениям. Нет слов, Вы приятный человек, но о работе забывать нельзя. Надо стать немного серьезнее.
ТЕСТ «АДМИНИСТРАТОР ИЛИ ЛИДЕР»
Инструкция: «Тщательно продумав нижеследующие высказы-вания, постарайтесь определить по 11-балльной шкале (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10) степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствую-щих клетках регистрационного бланка. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 — полное несогласие, 5 — согласие наполовину. Остальные степени согла-сия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10».
1. Я доверяю людям.
2. Я считаю, что о решении своих социально-бытовых про-блем люди должны заботиться сами, а не их руководители.
3. Я за то, чтобы члены трудовых коллективов сами выбирали себе руководителей.
4. Когда это необходимо, я умею заставить людей «крутиться».
5. Люди хорошо знают, что я умею хранить доверяемые мне их личные тайны.
6. Все люди хотят одного — власти; я не исключение.
7. Я склонен и готов вступиться за членов коллектива, всякий раз, когда с ними обходятся несправедливо.
8. Думаю, что в интересах дела людям выгодней иметь руко-водителем человека непреклонного и жестокого (безжалостного).
9. Я за полную гласность.
10. Согласен с тем, что основное для достижения успеха в управлении, ~ умение любыми средствами принудить людей вы-полнять полезную работу.
11. Я могу ладить (срабатываться) даже с теми людьми, кото-рые мне не по душе.
12. Я отдаю команды, распоряжения, приказы, указания всем подчиненным в одинаковой форме.
13. Я склонен и способен использовать в интересах дела мне-ния, противоположные моей собственной точке зрения.
14. Мое глубокое убеждение состоит в том, что преуспеваю-щим может быть лишь тот руководитель, которого боятся.
15. Мне кажется, что я хорошо знаю общие нужды и пробле-мы своего коллектива.
16. Мне легче руководить людьми, когда я знаю то, что они не хотели бы афишировать.
17. Я лично заинтересован в том, чтобы общие проблемы и трудности членов того коллектива, в котором я работаю, разре-шились.
18. Я уверен, что боязнь наказания — более сильный стимул для любого работника, чем ожидание поощрения.
19. Я чувствую в себе способности и готовность практически действовать для решения общих для коллектива дел.
20. Когда надо, я умею поставить себя так, что люди соглаша-ются со мной из опасения «нарваться на неприятность».
Регистрационный бланк
Л 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 (лидер)
А 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 (администратор)
Ключ
Суммируйте все баллы по шкале Л (нечетные высказывания), итог запишите.
Ту же операцию проделайте со шкалой А, итог запишите.
Стношение Л/А отражает соотношение в Вашей деятельно-сти черт лидера и администратора. Например: Л = 90, А = 60 значит, что Вы на 60% лидер и на 40% администратор.
ОЦЕНКА ОРГАНИЗОВАННОСТИ
1. С вечера я планирую свои дела на будущий день.
2. Я всегда радуюсь успехам других людей.
3. Часто мне не удается сделать то, что я наметил.
4. Считаю, что готовиться ко всем урокам невозможно.
5. На моем рабочем столе обычно порядок.
6. Свои обещания я всегда вьшолняю.
7. Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.
8. Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.
9. Бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
10. Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.
11. Занятость общественной, домашней работой, спортом и т.п. неблагоприятно сказывается на моей работе.
12. Меня не тревожит, когда выпадает на следующий день много трудных уроков, так как подготовку к ним я планирую заранее.
13. При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.
14. Часто я убегаю на работу, не успев позавтракать.
15. Могу опоздать на работу без веских оснований.
16. Мргу поддержать разговор на любую тему.
17. Если наступила полоса невезения в работе, у меня пропа-дает охота ходить туда.
18. Каждую вещь сразу кладу на место.
19. Иногда я говорю вслух не то, что думаю.
20. Когда приходится опаздывать даже на пустяковое мероприя-тие, мне как-то не по себе.
21. Мой стиль — тщательно готовить учебные и воспитатель-ные планы только тогда, когда могут их спросить.
22. В школу я прихожу как минимум минут за десять до нача-ла моих занятий.
23. Я всегда выполняю все правила поведения в обществен-ных местах.
24. Я делаю утреннюю зарядку.
25. Если я основательно готовлюсь к трудному уроку, то ос-тальные остаются неподготовленными.
26. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.
27. Порой я убегаю в школу, не успев застелить постель.
28. Общественные поручения я выполняю без напоминания.
Теперь подсчитайте баллы. Поставьте себе по одному баллу, если Вы ответили на вопросы 2, 6, 9, 13, 16, 23 и 26 «да» и на вопрос 19 ответили «нет». Сколько всего у Вас получилось в сум-ме? Если набралось 4 балла и более, то, к сожалению, ваши отве-ты дальнейшей обработке не подлежат. Почему-то (сознавая это или нет, неважно) Вы искажаете впечатления о себе, представ-ляя себя лучше, чем Вы есть. Особенно плохого в этом ничего нет. Вы просто демонстрируете не «настоящее, реальное "Я"» (представление о том, каковы Вы на самом деле), а «идеализиро-ванное "Я"» (каким приятно быть). А может быть, Вы представ-ляете свое «будущее "Я"» (каким Вы можете стать). Или «изо-бражаемое "Я"» (ту маску, которую человек выставляет напоказ, чтобы скрыть за ней какие-то отрицательные или слабые черты своего «реального "Я"»). А может быть, Вы показали свое «дина-
мическое "Я"» (каким Вы поставили целью стать). Вам судить. В любом случае, это не Ваше "реальное Я", следовательно, если Вы набрали по первой оценке 4 балла и более, то Вы скрываете свое «реальное "Я"» (какое «Я» Вы описали — Ваше дело).
Теперь подсчитайте баллы Вашей организованности. Органи-зованность заключается в способности целенаправленно управ-лять своей активностью, что проявляется в умении контролиро-вать, рассчитывать свои действия, строго планировать время и средства, доводя начатое дело до завершения.
Поставьте себе по 1 баллу, если Вы ответили «да» на вопросы 1, 5, 8, 10, 12, 18, 20, 22, 24, 28 и если Вы ответили «нет» на вопросы 3, 4, 7, 11, 14, 15, 17, 21, 25, 27. Сколько всего баллов Вы получили по шкале организованности? Разделите количество бал-лов на 2, и Вы получите количество баллов по 10-балльной шка-ле. Вас удовлетворяет эта оценка?
ТЕСТ «СПРАВЛЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?»
Оценка за каждый ответ: 0 — почти никогда; 1 — иногда; 2 — часто; 3 — почти всегда.
1. Перед каждым рабочим днем я резервирую время для под-готовительной работы, планирования.
2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их решения.
4. Каждый официальный документ я стараюсь обработать за один раз и окончательно.
5. Каждый день я составляю список предстоящих дел, упоря-доченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь.
6. Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных по-сетителей и неожиданно созываемых совещаний.
7. Свою дневную нагрузку я стараюсь распределить в соответ-ствии с графиком своей работоспособности.
8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагиро-вать на актуальные проблемы.
9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, что-бы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.
10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претен-довать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела.
Если Вы теперь суммируете ваши очки, набранные в резуль-тате теста, то получите следующие результаты:
0—15 очков — Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств; некоторых целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.
16—20 очков — Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.
21—25 очков — у Вас хороший самоменеджмент.
26—30 очков — Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально обходиться со своим временем. По-звольте окружающим вас людям (в том числе и автору) приоб-щиться к вашему опыту.
Начинайте с улучшения самого себя. Проще, реалистичнее и успешнее, если Вы не будете убеждать других в преимуществах Ваших мероприятий и методов, а станете работать лучше и ре-зультативнее.