Выявление оценочных параметров

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра менеджмента

Методические указания

По квалиметрической оценке в менеджменте

Для студентов по специальности

«Менеджмент организаций»

Харьков 2007

Настоящие методические указания касаются одного из направлений оценочной деятельности – квалиметрической оценке в менеджменте. Целью настоящей работы является разработка и внедрение комплекса задач по оценке конкурентоспособности различных объектов управления (предприятия, подразделений, персонала, проектов и т.п.).

Доцент кафедры менеджмента Баранов П.Ю.

Структура работы по квалиметрической оценке объекта управления

  1. Обоснование выбора объекта оценки и краткое описание сущности квалиметрической оценки.
  2. Выявление оценочных параметров, характеризующих объект управления с позиции достижения конечного результата (качественный анализ).
  3. Сравнительный анализ соотносительной значимости оцениваемых параметров на основе парных сравнений, выявление удельных весов значимости (количественный анализ).
  4. Разработка балльной системы шкалирования с детализацией по каждому оцениваемому параметру.
  5. Оценка уровня по каждому оцениваемому параметру и комплексной оценке в целом.
  6. Анализ полученных результатов и сравнение оценочного показателя с абсолютным значением и с аналогами.

Сущность квалиметрической оценки и обоснование выбора объекта оценки.

Под квалиметрической оценкой понимается количественная оценка качественных показателей. В менеджменте такими показателями могут быть конкурентоспособность, интегральный показатель качества продукции, оценка деловых личностных качеств персонала и т.п.

Целью настоящей работы является формирование оценочной квалиметрической модели объекта управления но основе целевого подхода и методики парных сравнений.

Объектом исследования комплексный качественный показатель объекта управления (предприятия, подразделения, персонала, проекта, недвижимого имущества и т.п.). Предметом исследования является оценочное моделирование и оценки объекта управления, позволяющее управлять данным процессом.

Оценочное квалиметрическое моделирование заключается в качественном и количественном анализе параметров (факторов) его формирующих. Качественный анализ заключается в выявлении полного набора качественных параметров, отражающие определенные известные формально-логические правила. Количественный анализ представляет собой выявление соотносительной значимости каждого из параметров, исходя из достижения конечного результата.

Под комплексной оценкой в работе понимается интегральный количественный оценочный показатель, включающий набор независимых друг от друга оценочных параметров, которые в полной мере характеризуют конечный результат объекта управления.

Приведенное определение характеризует понятие комплексной оценки как обобщающего критерия. Формирование оценочной модели позволит решать ряд задач управления, к которым относятся:

· Выбор варианта управленческого решения.

· Оценка качества (конкурентоспособности) объекта управления..

· Управление объектом на основе комплексного оценочного критерия.

Выявление оценочных параметров

Одной из наиболее важных и достаточно сложных задач комплексной качественной оценки является выявление обоснованного набора оценочных параметров. Основополагающим принципом для этого должно быть максимальное удовлетворение потребностей организации в достижении конечного результата. Реализация его возможна при соблюдении известных принципов (правил) формальной логики, связанных декомпозицией общего показателя (критерия) на частные. К ним относятся:

· Единство признака (основания) декомпозиции, т.е. каждый оценочный параметр должен соответствовать единому признаку.

· Полнота декомпозиции, т.е. выявленные параметры должны в полной мере отражать комплексную оценку в целом.

· Непрерывность декомпозиции, т. е. между критерием и подкритерием не должно быть промежуточных понятий, которые необходимы для раскрытия понятия критерия и включали бы в себя признаки (свойства) подкритерия.

· Взаимная независимость оценочных параметров, т.е. каждый из параметров не зависит от остальных.

· Существенность каждого оценочного параметра, т.е. отсутствие выявленного оценочного параметра, не учитывая его значимость, делает оценочную модель неполной, а значит, некорректной.

· Возможность непрерывной (а неточечной) оценки каждого из оценочных параметров, т.е. каждый из параметров должен отражать не только наличие определенного свойства, но и меру его проявления.

Исходя из определения комплексной оценки и приведенных принципов, можно выявить оценочные параметры для конкретного объекта управления.

В зависимости от объекта управления и цели оценки могут быть следующие параметры.

Для оценки конкурентоспособности предприятия: имидж (репутация) на соответствующем рынке, конкурентоспособность (качество) выпускаемой продукции, охват рынка, и др.

Для оценки объекта недвижимости: уровень местоположения, техническое состояние, этажность, и т.п.

Для оценки персонала: деловые качества, умение работать с людьми, креативность мышления и т. п.

По каждому из приведенных объектов оценки это неполный перечень параметров.

Применительно к разработанному НПП с учетом соблюдения выше перечисленных формально-логических правил такими оценочными параметрами являются (пример, требующий уточнений, дополнений и определения сущности каждого из перечисленных понятий):

· Цена приобретения прав на НПП (на сколько НПП доступен для приобретения).

· Функциональные возможности НПП (уровень многообразия решаемых научно-педагогических задач)

· Доступность освоения и внедрения НПП (насколько НПП доступен для самостоятельного конкретного внедрения с учетом необходимости доработок).

· Имидж разработчика НПП (статус, уровень аккредитации, степень известности и признание вуза на национальном и международном уровне).

· Научная (творческая) новизна НПП (степень творческой новизны предлагаемого исследования).

· Качество изложения и оформления материала.

В качестве возможных оценочных параметров конкурентоспособности НПП, кроме приведенных в примере, могут быть:
  • коммерческая привлекательность НПП,
  • объем передаваемых прав,
  • степень законченности (необходимость доработки при внедрении),
  • степень сопровождения передаваемых прав (уровень сервисного обслуживания передаваемых прав)
  • другие параметры, учитывающие конкурентные преимущества подобного НПП

При выполнении данного этапа рекомендуется провести анализ потребностей рынка подобных услуг, в том числе с помощью анкетирования. Ниже приведена предлагаемая форма анкеты.

Наши рекомендации