Выявление оценочных параметров
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра менеджмента
Методические указания
По квалиметрической оценке в менеджменте
Для студентов по специальности
«Менеджмент организаций»
Харьков 2007
Настоящие методические указания касаются одного из направлений оценочной деятельности – квалиметрической оценке в менеджменте. Целью настоящей работы является разработка и внедрение комплекса задач по оценке конкурентоспособности различных объектов управления (предприятия, подразделений, персонала, проектов и т.п.).
Доцент кафедры менеджмента Баранов П.Ю.
Структура работы по квалиметрической оценке объекта управления
- Обоснование выбора объекта оценки и краткое описание сущности квалиметрической оценки.
- Выявление оценочных параметров, характеризующих объект управления с позиции достижения конечного результата (качественный анализ).
- Сравнительный анализ соотносительной значимости оцениваемых параметров на основе парных сравнений, выявление удельных весов значимости (количественный анализ).
- Разработка балльной системы шкалирования с детализацией по каждому оцениваемому параметру.
- Оценка уровня по каждому оцениваемому параметру и комплексной оценке в целом.
- Анализ полученных результатов и сравнение оценочного показателя с абсолютным значением и с аналогами.
Сущность квалиметрической оценки и обоснование выбора объекта оценки.
Под квалиметрической оценкой понимается количественная оценка качественных показателей. В менеджменте такими показателями могут быть конкурентоспособность, интегральный показатель качества продукции, оценка деловых личностных качеств персонала и т.п.
Целью настоящей работы является формирование оценочной квалиметрической модели объекта управления но основе целевого подхода и методики парных сравнений.
Объектом исследования комплексный качественный показатель объекта управления (предприятия, подразделения, персонала, проекта, недвижимого имущества и т.п.). Предметом исследования является оценочное моделирование и оценки объекта управления, позволяющее управлять данным процессом.
Оценочное квалиметрическое моделирование заключается в качественном и количественном анализе параметров (факторов) его формирующих. Качественный анализ заключается в выявлении полного набора качественных параметров, отражающие определенные известные формально-логические правила. Количественный анализ представляет собой выявление соотносительной значимости каждого из параметров, исходя из достижения конечного результата.
Под комплексной оценкой в работе понимается интегральный количественный оценочный показатель, включающий набор независимых друг от друга оценочных параметров, которые в полной мере характеризуют конечный результат объекта управления.
Приведенное определение характеризует понятие комплексной оценки как обобщающего критерия. Формирование оценочной модели позволит решать ряд задач управления, к которым относятся:
· Выбор варианта управленческого решения.
· Оценка качества (конкурентоспособности) объекта управления..
· Управление объектом на основе комплексного оценочного критерия.
Выявление оценочных параметров
Одной из наиболее важных и достаточно сложных задач комплексной качественной оценки является выявление обоснованного набора оценочных параметров. Основополагающим принципом для этого должно быть максимальное удовлетворение потребностей организации в достижении конечного результата. Реализация его возможна при соблюдении известных принципов (правил) формальной логики, связанных декомпозицией общего показателя (критерия) на частные. К ним относятся:
· Единство признака (основания) декомпозиции, т.е. каждый оценочный параметр должен соответствовать единому признаку.
· Полнота декомпозиции, т.е. выявленные параметры должны в полной мере отражать комплексную оценку в целом.
· Непрерывность декомпозиции, т. е. между критерием и подкритерием не должно быть промежуточных понятий, которые необходимы для раскрытия понятия критерия и включали бы в себя признаки (свойства) подкритерия.
· Взаимная независимость оценочных параметров, т.е. каждый из параметров не зависит от остальных.
· Существенность каждого оценочного параметра, т.е. отсутствие выявленного оценочного параметра, не учитывая его значимость, делает оценочную модель неполной, а значит, некорректной.
· Возможность непрерывной (а неточечной) оценки каждого из оценочных параметров, т.е. каждый из параметров должен отражать не только наличие определенного свойства, но и меру его проявления.
Исходя из определения комплексной оценки и приведенных принципов, можно выявить оценочные параметры для конкретного объекта управления.
В зависимости от объекта управления и цели оценки могут быть следующие параметры.
Для оценки конкурентоспособности предприятия: имидж (репутация) на соответствующем рынке, конкурентоспособность (качество) выпускаемой продукции, охват рынка, и др.
Для оценки объекта недвижимости: уровень местоположения, техническое состояние, этажность, и т.п.
Для оценки персонала: деловые качества, умение работать с людьми, креативность мышления и т. п.
По каждому из приведенных объектов оценки это неполный перечень параметров.
Применительно к разработанному НПП с учетом соблюдения выше перечисленных формально-логических правил такими оценочными параметрами являются (пример, требующий уточнений, дополнений и определения сущности каждого из перечисленных понятий):
· Цена приобретения прав на НПП (на сколько НПП доступен для приобретения).
· Функциональные возможности НПП (уровень многообразия решаемых научно-педагогических задач)
· Доступность освоения и внедрения НПП (насколько НПП доступен для самостоятельного конкретного внедрения с учетом необходимости доработок).
· Имидж разработчика НПП (статус, уровень аккредитации, степень известности и признание вуза на национальном и международном уровне).
· Научная (творческая) новизна НПП (степень творческой новизны предлагаемого исследования).
· Качество изложения и оформления материала.
В качестве возможных оценочных параметров конкурентоспособности НПП, кроме приведенных в примере, могут быть:
|
При выполнении данного этапа рекомендуется провести анализ потребностей рынка подобных услуг, в том числе с помощью анкетирования. Ниже приведена предлагаемая форма анкеты.