Требования к оформлению итогов практики

Основными формами итоговой документации являются:

1) дневник прохождения практики, содержащий сведения об учреждении образования, о классе и учащихся, индивидуальный план студента-практиканта, письменные анализы посещенных уроков (занятий) и воспитательных мероприятий, планы-конспекты проведенных уроков (занятий), сценарий (творческий проект) проведенного воспитательного мероприятия, приложения (при необходимости);

2) письменный анализ воспитательного мероприятия;

3) письменный отчет о выполнении задания по психологии;

4) письменный отчет студента о выполнении программы практики;

5) письменный отзыв непосредственного руководителя практики от организации о прохождении практики студентом, утвержденный руководителем (заместителем руководителя) организации.

Дневник студента-практиканта имеет следующую структуру:

1. Титульный лист с Ф.И.О. студента с указанием места его учебы и номера группы.

2. Название учреждения образования, Ф.И.О. директора, завуча по эстетическому воспитанию, учителя музыки, классного руководителя.

3. Список учеников класса.

4. Схема рассадки учащихся в кабинете музыки.

5. Анализ-наблюдение уроков учителя и студентов-практикантов.

6. План-конспект (сценарий) собственных уроков с подписью руководителя практики от кафедры либо непосредственного руководителя практики от организации.

В дневнике практикант ежедневно записывает содержание своей работы, личные наблюдения и мысли по организации и деятельности учебно-воспитательной работы школы, конспекты занятий своих коллег, оформляет конспекты своих уроков (допускается отдельно вне дневника), описывает наблюдения психолого-педагогических отношений в коллективе. (См. Приложение 1.)

Письменный анализ воспитательного мероприятия оформляется отдельно согласно требованиям руководителя практики от кафедры педагогики и программы, разработанной кафедрой педагогики высшей школы и современный воспитательных технологий.

Письменный отчет о выполнении задания по психологии оформляется отдельно согласно требованиям руководителя практики от кафедры по психологии и программы, разработанной кафедрой психологии.

Письменный отчет студента о выполнении программы практики пишется в свободной форме и имеет следующие разделы:

- даты прохождения практики, сведения об учреждении образования, в котором осуществлялась практика с точки зрения её пригодности для высокого уровня прохождения практики;

- материально-методическая оснащенность учреждения образования;

- личность учителя музыки, его методическая культура, организация и управление деятельностью учащихся на уроке музыки;

- пожелания студента-практиканта по дальнейшему улучшению процесса прохождения практики.

Письменный отзыв непосредственного руководителя практики от организации о прохождении практики студентом включает в себя характеристику профессионально-личностных качеств студента, уровень сформированности его профессиональных навыков. (См. Приложение 2.)

Критерии оценки практики

При оценке деятельности практиканта учитывается совокупность приобретенных навыков и умений педагога, в том числе использование принципов дидактики, методов обучения, педагогическое мастерство и педагогический такт.

Руководитель практики от кафедры с учетом мнения руководителей практики от кафедр педагогики и психологии непосредственного руководителя практики от организации выставляет студенту общую отметку за практику по следующим критериям:

Балл Критерии оценки
· высокий уровень теоретических знаний по педагогике, психологии и методике, стремление их пополнять, · педагогическое мышление, · анализ педагогической деятельности на основе выполненных заданий практики, · ведение дневника с элементами рефлексии, анализа и обобщения, · проявление познавательной активности, самостоятельности и ответственности, · высокий уровень коммуникативной культуры, · активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий
· выполнение всех педагогических заданий без ошибок с элементами рефлексии, · проявление познавательной активности, самостоятельности и ответственности, · высокий уровень коммуникативной культуры, · ведение дневника с подробными записями всех выполненных заданий и собственными комментариями, · активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий
· выполнение всех заданий без ошибок с элементами рефлексии, · ведение дневника с подробными записями педагогических заданий и собственными комментариями, · активное участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, · проявление способностей к принятию самостоятельных решений и ответственности за их последствия, · участие в решении воспитательных задач
· выполнение всех педагогических заданий без существенных ошибок, · уровень коммуникативной культуры выше среднего, · ведение дневника наблюдений с записями педагогических заданий, · проявление познавательного интереса, инициативности, активности и самостоятельности
· выполнение педагогических заданий с несущественными ошибками, · ведение дневника наблюдений с записями заданий, · эпизодические проявления активности, самостоятельности
· частичное выполнение педагогических заданий, · ведение дневника наблюдений с неполными записями заданий, · эпизодические проявления активности, самостоятельности
· записи в дневнике фрагментарны · частичное выполнение заданий на низком уровне · ошибки в планировании и проведении отдельных форм педагогической работы, · неумение учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, · слабое проявление активности и самостоятельности
· слабое знание психолого-педагогической теории, неумение применять ее на практике при реализации педагогических задач, · частичное выполнение единичных педагогических заданий, · записи в дневнике фрагментарны, · отсутствие активности и самостоятельности
· нежелание работать и вести дневник наблюдений, · невыполнение заданий практики, · отсутствие активности и самостоятельности, · неумение устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и педагогическим коллективом
· отсутствие студента во время практики

Практика может быть не зачтена, если практикант без уважительной причины пропускал занятия в закрепленном за ним учреждении образования, не провел зачетных занятий и не подготовил отчетной документации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.

2. Абдуллин, Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

3. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б.Алиев – М.: Академия, 2002. – 416 с.

4. Бергер, Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке. / Н.А.Бергер – СПб.: КАРО, 2004. – 368 с. – (Модернизация общего образования).

5. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. / А.Л.Готсдинер – М.: Просвещение,1993. – 286 с.

6. Гришанович, Н.Н. Концепция художественно-эстетического образования школьников Беларуси. / Н.Н.Гришанович - Мн.: Издательство БГПУ, 2004. – 24 с.

7. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: Методическое пособие для учителей / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006. – 384 с.

8. Дихтиевская Е.П. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // История, теория и методика преподавания искусства: сб. науч. ст. / Т.П. Королева, Е.П. Дихтиевская И.П. Марченко и др. Минск: БГПУ, 2009. – С. 3-5.

9. Дихтиевская Е.П. Педагогическая технология подготовки сценария урока // Теория и практика музыкально-педагогического образования/ Сб. науч. ст. – Мн., 2002. – С. 33-39.

10. Королева, Т.П. 10 лекций по методике музыкального воспитания. /Т.П.Королева - Мн.: Бестпринт, 2005. – 56 с.

11. Королева, Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т.П.Королева – Мн.: УП «Технопринт», 2003. – 216 с.

12. Музыкальное образование в школе / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др.: под ред. Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. – 232 с.

13. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева., Л.А. Безбородова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

14. Халабузарь, П.Н. Теория и методика музыкального воспитания / П. Халабузарь, В. Попов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 224 с.

15. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе / Л.В.Школяр - М., 2000. – 345 с.

Приложение 1

Наши рекомендации