Раздел: Из истории методики развития речи

Е.В. ЗАВАЛИНА

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(для студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Учебно-методическое пособие

Вольск 2015

АННОТАЦИЯ

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.

Структура пособия включает информационный материал по программным лекционным темам, контрольные вопросы и задания, педагогические задачи.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Родной язык в системе дошкольного воспитания.

Теоретические основы теории и методики развития речи детей..…………4

2. Методика обучения связной речи……………………………………….8

3. Грамматический строй речи……………………………………………..9

4. Методика развития словаря…………………………………………….10

5. Звуковая культура речи……………………………………………........12

6. Художественная литература………………………………………........13

7. Подготовка к обучению грамоте……………………………………….15

Педагогические задачи………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………..17

1.Раздел: «Родной язык в системе дошкольного воспитания. Теоретические основы теории и методики развития речи детей»

Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук.

Предметом изучения методики развития речи является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия.

Фундаментальные и прикладные задачи методики как науки

Фундаментальные:

· Исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением;

· Изучение закономерностей обучения родной речи;

· Определение принципов и методов обучения.

Прикладные:

· Чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения);

· Как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи);

· Почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).

Научные основы методики развития речи:

-Методологическая;

-Естественнонаучная (учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах);

-Психологическая (И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и др.);

-Лингвистическая.

Функциональные характеристики родного языка

Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1.Характеристики, отражающие социальные функции человека 1.Средство общения, форма социального взаимодействия 2.Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализация личности 3.Средство приобщения к культурным, историческим ценностям
2.Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции 4.Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию 5.Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата 6.Средство опосредствования высших психических функций человека 7.Средство развития познавательного интереса 8.Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3.»Личностные» характеристики языка 9.Средство осознания собственного «Я», рефлексия 10.Средство выражения себя (самовыражения) и саморегуляции

Методы исследования в методике развития речи

Теоретические:

· Изучение и анализ теоретической литературы

· Моделирование

· Анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем.

Эмпирические:

· Наблюдение

· Беседа

· Рейтинг (оценки компетентных судей)

· Изучение опыта работы воспитателей

· Опытно-экспериментальная работа

· Педагогический эксперимент

Контрольные задания

1.Вопросы:

1.Каковы предмет методики и ее фундаментальные и прикладные задачи?

2.Какова роль языка и речи в развитии ребенка?

3.Каким образом методика использует данные психолингвистики, физиологии, языкознания и других наук? Приведите примеры, иллюстрирующие связь методики со смежными науками.

4.Какими профессиональными умениями развития речи детей должен овладеть воспитатель детского сада?

2.Дополнить:

1.Методика развития речи детей дошкольного возраста является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает задачи развития и воспитания детей.

2.Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операции. Включают: навыки оформления языковых явлений.

3.Речевое умение – это особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

4.В группу характеристик, отражающих социальные функции человека входят общение как форма взаимодействия, социализация, приобщение к культурным, историчеким ценностям.

5.Спецификой проявления «личностных» характеристик языка является осознание человеком собственного «Я», рефлексия, самовыражение, саморегуляция.

3.Установить соответствие:

Теоретические основы методики развития речи Их характеристика
1.Методологическая А.Учение о языке как знаковой системе
2.Естественнонаучная Б.Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека
3.Психологическая В.Учение о языке как продукте общественно-исторического развития
4.Лингвистическая Г.Учение о речи и речевой деятельности

1 – В 2 – Б 3 – Г 4 – А

4.Определить правильную последовательность этапов исследования

1.Определение рабочей гипотезы

2.Апробация полученных данных

3.Контрольный этап исследования

4.Констатирующий этап

5.Формирующий этап

6.Составление плана исследования

7.Изучение научной литературы

7,1,6,4,5,3,2

5.Выбрать вариант правильного ответа

«Методы исследования в методике развития речи»

1.Направлен на проверку гипотезы, установление причинно-следственных связей в учебном процессе

А.Беседа

Б.Наблюдение

В.Эксперимент

Г.Изучение документации

Д.Моделирование

Е.Изучение и анализ литературы

В

2.Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения

А.Беседа

Б.Наблюдение

В.Эксперимент

Г.Изучение документации

Д.Моделирование

Е.Изучение и анализ литературы

Д

3.Используется для изучения постановки процесса обучения и выяснения проблем по ходу исследования

А.Беседа

Б.Наблюдение

В.Эксперимент

Г.Изучение документации

Д.Моделирование

Е.Изучение и анализ литературы

А

6.Определить, верно ли данное утверждение

1.Методика развития речи является отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики.

2.К фундаментальным задачам относится: чему учить, как учить.

3.Психологическую основу методики развития речи составляет учение о языке как знаковой системе.

4.Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания.

5.Речь занимает центральное место в процессе психического развития.

1-да, 2-нет, 3-нет, 4-да, 5-да

7.Выбрать вариант правильного ответа –

определить, чьи это высказывания?

1. «Обучение детей родному языку через народное творчество, в том числе словесного»

А.Усова А.П.

Б.Флерина Е.А.

В.Сохин Ф.А.

2. «Словарь детей должен отражать их знания об окружающем, особенно знания о жизни людей, их труде»

А.Ушинский К.Д.

Б.Крупская Н.К.

В.Усова А.П.

3. «Развитие речи должно быть обязательно связано с какой-нибудь деятельностью ребенка»

А.Тихеева Е.И.

Б.Усова А.П.

В.Флерина Е.А.

4. «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств…»

А.Тихеева Е.И.

Б.Крупская Н.К.

В. Ушинский К.Д.

5. «Язык – важнейшее средство человеческого общения»

А.Флерина Е.А.

Б. Крупская Н.К.

В.Сохин Ф.А.

Раздел: Из истории методики развития речи

(на самостоятельное изучение)

Контрольные вопросы:

1.Как решалась проблема речевого развития детей в педагогических системах прошлого?

2.Охарактеризуйте взгляды К.Д. Ушинского на родной язык и его роль в жизни общества и воспитания личности.

3.Почему становление методики как науки связывается с именами Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной?

4.Чем отличаются современные подходы к изучению детской речи?

3. Раздел: Система работы по развитию речи в детском саду

Цель и задачи развития речи детей

В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи с учетом возрастных особенностей и возможностей.

Три аспекта характеристики задач развития речи:

-структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

-функциональный, или коммуникативный (формирование навыков овладения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога);

-когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Задачи речевого развития

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
Слово   1.Развитие словаря
Звук   2.Воспитание звуковой культуры речи
Словоформа Словосочетание Предложение   3.Формирование грамматического строя речи
Текст Диалог Монолог 4.Развитие связной речи: -формирование диалогической (разговорной) речи, -формирование монологической речи 5.Подготовка к обучению грамоте (элементарное осознание явлений языка и речи)

Методические принципы развития речи

· Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей

· Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи

· Принцип развития языкового чутья

· Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

· Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования

· Принцип обогащения мотивации речевой деятельности

· Принцип обеспечения активной речевой практики

Современные программы развития речи

«Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой). Является обновленным вариантом российской «Программы воспитания и обучения в детском» под редакцией М.А. Васильевой (1985).

Особое внимание в программе уделяется развитию устной речи детей. Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда».

Программа «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой). Рекомендована Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию детей. Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды.

Программа «Развитие» (научный руководитель Л.А. Венгер). Ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей Занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой включают в себя три основных направления:

1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений);

2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи);

3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.

Программа «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и другие). Разработаны и четко выделены, содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности. Представлены критерии для оценки речевого развития.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова). Подготовлена на основе многолетних исследований, проведенных в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Раскрываются теоретические основы и направления работы по развитию речевых умений и навыков детей. Базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях, взаимосвязи разных речевых задач при ведущей роли развития связной речи.

Средства развития речи:

· Общение взрослых и детей;

· Культурная языковая среда, речь воспитателя;

· Обучение родной речи и языку на занятиях;

· Художественная литература;

· Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр)

Методы и приемы развития речи:

Методы Направления Приемы
Наглядные Непосредственные (наблюдения). Накопление содержания речи и обеспечение связи двух сигнальных систем. Опосредованные (рассматривание, рассказывание и описание игрушек, картин). Закрепление знаний, словаря, обучения связной речи Показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
Словесные Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа и др. Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Практические Применение речевых навыков и умений и их совершенствование Игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды и др.

Контрольные задания

1.Вопросы:

1.На какой основе выделены цель и задачи развития речи детей?

2.Какие задачи развития речи являются ведущими в разных возрастных группах?

3.Что такое методические принципы обучения? Каким образом методические принципы обучения определяют содержание, средства и методы развития речи?

4.Дайте определение программы развития речи.

5.Почему основным средством речевого развития детей является общение?

6.Почему в дошкольном учреждении необходимо обучение речи на специальных занятиях?

2.Дополнить:

1. Основная цель работы по развитию речи и обучение родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

2. Общение - взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений.

3.Установить соответствие:

Задачи развития речи

1. Развитие словаря. А. Основная форма общения.
2. Звуковая культура речи Б. Воспитывать поэтический слух.
3. Грамматический строй речи. В. Формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать.
4. Диалогическая речь. Г.Осознание устной речи как языковой действительности.
5.Монологическая речь. Д. Формирование морфологической стороны речи.
6.Художественная литература. Е. Развитие речевого слуха, выработка четкой дикции.
7. Обучение грамоте. Ж. Освоение значений слов и их уместное употребление.

1 – Ж 2 – Е 3 – Д 4 – А 5 – В 6 – Б 7 - Г

Наши рекомендации