Семинар 1 (4 часа) Методология науки
Методология и методы научного исследования
Тема | Осн содержание | лекции | сем | Сам.раб. | всего |
зачет | |||||
1. Формы постижения бытия | 1. Различные формы постижения бытия (Надежда Филипповна Голованова) мифологическая, - религиозная, - художественная, - научная) 2. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука | ||||
2. Понятие парадигма | Научная парадигма (Томас Кун, американский философ, сер. ХХ века) Гуманитарная и естественнонаучная парадигма (их сущность). Педагогические парадигмы | ||||
3.Методология науки | 1.Понятие «методология» 2.Уровни методологии: - Философский - Общенаучный (системный, деятельностный, синергетический, герменевтический, холический=целостный и др. подходы) - Конкретно-научный (личностно-ориентированнный) - Методика и техника исследования | Сообщения по своим дисциплинам | |||
4.Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования | Анализ авторефератов (непротиворечивость исследования) | Составление словаря исследователя | |||
5.Методологическая культура ученого и практика | |||||
6.Методы научного (социо-гумантарного и естественно-научного) исследования | Методы/ методики | ||||
7.Оформление научного аппарата исследования | |||||
Анализ методологической основы и методологического обеспечения исследования (автореферат по близкой теме) |
Лекции
Формы постижения бытия
Различные формы постижения бытия мифологическая, религиозная, художественная, научная). Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
Понятие парадигма
Научная парадигма (Томас Кун, американский философ, сер. ХХ века). Гуманитарная и естественнонаучная парадигма (их сущность). Педагогические парадигмы.
Методология науки
Понятие «методология». Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Уровни методологии:
- Философский
- Общенаучный (системный, деятельностный, синергетический, герменевтический, холический=целостный и др. подходы)
- Конкретно-научный (личностно-ориентированнный)
- Методика и техника конкретного исследования
Семинары
Группа 1 | Группа 2 | тема | Кол-во часов |
(В журнале ставить даты как в расписании!!!) | |||
11.10 | 11.10 | 1. Методология науки | |
13.10 | Методология науки | ||
13.10 | 18.10 (15.10) | 2. Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования | |
18.10 (15.10) | (18.10) | Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования | |
20.10 (18.10) | 20.10 (18.10) | 3. Методологическая культура ученого и практика | |
22.10 (20.10) | 22.10 (20.10) | 4. Методы научного (социо-гумантарного и естественно-научного) исследования | |
24.10 (22.10) (24.10) | 25.10 (22.10) (25.10) | 5. Оформление научного аппарата исследования | |
зачет |
Задание для самостоятельной работы
тема | лекции | сем | Самостоятельная работа. |
1. Формы постижения бытия | Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по одной из тем (на выбор) - Знание. (Виды педагогического знания. Их эвристическая ценность и взаимодействие. Виды педагогического сознания.) - Особенности научного познания в педагогике. (Научная рациональность в педагогической науке. Функции педагогической науки. Художественно-образное познание в педагогике; его взаимодействие с естественнонаучным познанием в педагогике (принцип дополнительности). - Теория как наиболее развитая форма научного знания. (Структура теории. Значимые педагогические теории.) | ||
2. Понятие парадигма | Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по одной из тем (на выбор) - Парадигмы. Многозначность понятия «парадигма». Сущность гуманитарной и естественнонаучной парадигм. - Концепциякак определенный способ понимания явления, руководящая идея. Примеры концепций в педагогике. - Концепты. Научная и языковая картина мира. Их соотношение. Педагогические концепты. - Научно-исследовательские программы. | ||
3.Методология науки | Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.), характеризующий исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска (методологию) в своей научной области: отразить, какие философские, общенаучные, конкретно-научные подходы чаще всего выступают основой исследований. Можно ли утверждать, что большинство исследований в Вашей научной области соответствуют духу постнеклассического этапа в развитии науки? | ||
4.Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования | Подготовить Словарь исследователя, дав определения основным понятиям курса (прил 1). Сгруппировать понятия в 3 блока на основе степени их субъективной новизны: 1) смысл понятия хорошо известен; 2) в целом, смысл понятен, но выявились новые нюансы; 3) это новое понятие. | ||
5.Методологическая культура ученого и практика | Выполнить два задания на выбор. Представить в виде схемы (или опорного конспекта – уточнить что это такое!): - Понятие «Методологическая культура», выделить его структурные компоненты, их проявления. - Субъективно-личностная позиции исследователя в научном поиске (сущность, проявления). - Сравнительный анализ понятий «этика ученого» и «нравственная ответственность ученого-исследователя». - Отношение исследователя к ранее выполненным исследованиям. - Научная кооперация в исследовательской деятельности. Виды и формы коллективного взаимодействия в науке. - Типы научных школ и их организация. Научные школы в педагогике. - Организация исследований в различных научно-педагогических школах. Влияние выдающихся педагогов на становление молодого исследователя. | ||
6.Методы научного (социо-гумантарного и естественно-научного) исследования | Представить методы научного исследования в виде схемы. Провести сравнительный анализ методов педагогического исследования и исследования в своей предметной области (текст, 1 стр., 14 кегль, интервал 1, поля 2см.). | ||
7.Оформление научного аппарата исследования | Изучить рекомендуемую литературу, составить таблицу:1) элемент научного аппарата исследования; 2) требования к его правильному оформлению; 3) возможные (типичные) ошибки (риски). |
Задания к семинарам
Семинар 1 (4 часа) Методология науки
Объединиться в группы по предметным областям.
- Используя рекомендуемую литературу подготовить выступление (7-10 минут), характеризующее исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска (методологию) в вашей научной области: отразить, какие философские, общенаучные, конкретно-научные подходы чаще всего выступают основой исследований.
- Можно ли утверждать, что большинство исследований в Вашей научной области соответствуют духу постнеклассического этапа в развитии науки?