Семинар 1 (4 часа) Методология науки

Методология и методы научного исследования

Тема Осн содержание лекции сем Сам.раб. всего
      зачет
1. Формы постижения бытия 1. Различные формы постижения бытия (Надежда Филипповна Голованова) мифологическая, - религиозная, - художественная, - научная) 2. Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука      
2. Понятие парадигма Научная парадигма (Томас Кун, американский философ, сер. ХХ века) Гуманитарная и естественнонаучная парадигма (их сущность). Педагогические парадигмы      
3.Методология науки 1.Понятие «методология» 2.Уровни методологии: - Философский - Общенаучный (системный, деятельностный, синергетический, герменевтический, холический=целостный и др. подходы) - Конкретно-научный (личностно-ориентированнный) - Методика и техника исследования Сообщения по своим дисциплинам    
4.Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования Анализ авторефератов (непротиворечивость исследования)   Составление словаря исследователя    
5.Методологическая культура ученого и практика          
6.Методы научного (социо-гумантарного и естественно-научного) исследования Методы/ методики      
7.Оформление научного аппарата исследования        
Анализ методологической основы и методологического обеспечения исследования (автореферат по близкой теме)

Лекции

Формы постижения бытия

Различные формы постижения бытия мифологическая, религиозная, художественная, научная). Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

Понятие парадигма

Научная парадигма (Томас Кун, американский философ, сер. ХХ века). Гуманитарная и естественнонаучная парадигма (их сущность). Педагогические парадигмы.

Методология науки

Понятие «методология». Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска. Уровни методологии:

- Философский

- Общенаучный (системный, деятельностный, синергетический, герменевтический, холический=целостный и др. подходы)

- Конкретно-научный (личностно-ориентированнный)

- Методика и техника конкретного исследования

Семинары

Группа 1 Группа 2 тема Кол-во часов
(В журнале ставить даты как в расписании!!!)
11.10 11.10 1. Методология науки
13.10 Методология науки
13.10 18.10 (15.10) 2. Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования
18.10 (15.10) (18.10)   Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования
20.10 (18.10)   20.10 (18.10)   3. Методологическая культура ученого и практика
22.10 (20.10) 22.10 (20.10) 4. Методы научного (социо-гумантарного и естественно-научного) исследования
24.10 (22.10)   (24.10) 25.10 (22.10)   (25.10) 5. Оформление научного аппарата исследования
зачет  

Задание для самостоятельной работы

тема лекции сем Самостоятельная работа.
   
1. Формы постижения бытия   Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по одной из тем (на выбор) - Знание. (Виды педагогического знания. Их эвристическая ценность и взаимодействие. Виды педагогического сознания.) - Особенности научного познания в педагогике. (Научная рациональность в педагогической науке. Функции педагогической науки. Художественно-образное познание в педагогике; его взаимодействие с естественнонаучным познанием в педагогике (принцип дополнительности). - Теория как наиболее развитая форма научного знания. (Структура теории. Значимые педагогические теории.)  
2. Понятие парадигма   Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по одной из тем (на выбор) - Парадигмы. Многозначность понятия «парадигма». Сущность гуманитарной и естественнонаучной парадигм. - Концепциякак определенный способ понимания явления, руководящая идея. Примеры концепций в педагогике. - Концепты. Научная и языковая картина мира. Их соотношение. Педагогические концепты. - Научно-исследовательские программы.
3.Методология науки Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.), характеризующий исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска (методологию) в своей научной области: отразить, какие философские, общенаучные, конкретно-научные подходы чаще всего выступают основой исследований. Можно ли утверждать, что большинство исследований в Вашей научной области соответствуют духу постнеклассического этапа в развитии науки?
4.Методологическая основа, методологическое обеспечение исследования   Подготовить Словарь исследователя, дав определения основным понятиям курса (прил 1). Сгруппировать понятия в 3 блока на основе степени их субъективной новизны: 1) смысл понятия хорошо известен; 2) в целом, смысл понятен, но выявились новые нюансы; 3) это новое понятие.
5.Методологическая культура ученого и практика     Выполнить два задания на выбор. Представить в виде схемы (или опорного конспекта – уточнить что это такое!): - Понятие «Методологическая культура», выделить его структурные компоненты, их проявления. - Субъективно-личностная позиции исследователя в научном поиске (сущность, проявления). - Сравнительный анализ понятий «этика ученого» и «нравственная ответственность ученого-исследователя». - Отношение исследователя к ранее выполненным исследованиям. - Научная кооперация в исследовательской деятельности. Виды и формы коллективного взаимодействия в науке. - Типы научных школ и их организация. Научные школы в педагогике. - Организация исследований в различных научно-педагогических школах. Влияние выдающихся педагогов на становление молодого исследователя.
6.Методы научного (социо-гумантарного и естественно-научного) исследования   Представить методы научного исследования в виде схемы. Провести сравнительный анализ методов педагогического исследования и исследования в своей предметной области (текст, 1 стр., 14 кегль, интервал 1, поля 2см.).
7.Оформление научного аппарата исследования   Изучить рекомендуемую литературу, составить таблицу:1) элемент научного аппарата исследования; 2) требования к его правильному оформлению; 3) возможные (типичные) ошибки (риски).

Задания к семинарам

Семинар 1 (4 часа) Методология науки

Объединиться в группы по предметным областям.

- Используя рекомендуемую литературу подготовить выступление (7-10 минут), характеризующее исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска (методологию) в вашей научной области: отразить, какие философские, общенаучные, конкретно-научные подходы чаще всего выступают основой исследований.

- Можно ли утверждать, что большинство исследований в Вашей научной области соответствуют духу постнеклассического этапа в развитии науки?

Наши рекомендации