ОСНОВНАЯ (В основе лежит характер познавательной деятельности)
Словесные: а) рассказ (сообщение новых знаний) | Повествовательное изложение материала. Существует: рассказ-вступление (подготовка к усвоению), рассказ-изложение (раскрытие новой темы), рассказ-заключение (обобщение). Требования: небольшой объём рассказа, содержание ограниченного количества новых сведений, научно-обоснованные факты, раскрытие содержания по плану с чётким выделением главных моментов, доступность изложения, новые слова и термины расшифровываются и выводятся на доску, примеры и наглядность, эмоциональная окраска речи учителя. |
б) объяснение (сообщение новых знаний) | Истолкование отдельных понятий, явлений, правил, терминов. Требования:выделять главные и второстепенные признаки, всегда использовать наглядные пособия, после объяснения должны идти упражнения, использовать приём сравнения, объяснять только небольшой по объёму и доступный материал, непродолжительность объяснения. Возможны вопросы к детям и сочетание с практическими заданиями. |
в) беседа (приобретение новых знаний) | Вопросно-ответный метод. Может использоваться на всех этапах урока. Существует: вводная беседа, текущая (основная), заключительная. Учитель может выбрать два пути: индуктивный (от частного к обобщению) или дедуктивный (от вывода к частному) Требования:небольшой по объёму материал, деление на логические части (каждую разобрать по вопросам), добиваться повторения ответа учащимися, дополнять их ответы, наглядность, практические работы, продуманность вопросов. Структура беседы: фронтальный (основной вопрос) => пауза (размышление) => вопрос к конкретному ученику => второстепенные вопросы (в помощь) Запрещены сдвоенные вопросы!Нельзя задавать вопросы на «да/нет». (Если всё же задали, то добиться объяснения) Беседа на закрепление проводится в день новой темы. Следует всегда вовремя исправлять неверные ответы учащихся. |
Наглядные: а)демонстрация | Применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут: реальные объекты, работа механизмов, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Учебно-наглядные пособия: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. Требования:хорошо продумать наглядность и на каком этапе урока она будет использоваться, нельзя одновременно использовать несколько средств наглядности (нужна последовательность), оно должно быть хорошо видно каждому ученику (если оно объёмно, то должна быть возможность рассмотреть со всех сторон) |
б) наблюдение | Целенаправленное, планомерное, различное по длительности восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. 4 способа сочетать слово и наглядность: а) посредством слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляют учащиеся; б) учитель ведёт учащихся к осмыслению и формированию связи и явлений, которые не могут быть увидены в процессе восприятия; в) учащиеся получают сведения об объекте из словесных из словесных сообщений педагога; г) школьники осуществляют наблюдение, а педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые не воспринимаются. Требования: нужно руководить наблюдениями детей с помощью системы вопросов, количество которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов, характерных признаках наблюдаемых явлений, выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения. |
Практические: а) работа с книгой | Знакомим детей со структурными элементами книги (найти название, картинку, текст) => учим, как работать с аппаратом ориентировки учебника (шрифтовое выделение, заголовки, абзацы) => учим находить образцы выполнения заданий и упражнений (использовать наглядность!) Чтение: объяснительное, выборочное, повторное. |
б) игра | Ведущий метод обучения в начальной школе. Не используется при объяснении! Также не используется в чистом виде, а всегда соединяется с беседой, рассказом и др. методами. Требования: доступность по сюжету и движениям, должны вызывать интересы у учащихся, игра всегда должна быть связана с темой урока, перед игрой идёт подготовительная работа, игрой руководит учитель (и сам является участником игровой деятельности), оснащённость игр. Виды игр: игры-драматизации, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, моделирование реальных ситуаций. |
в) метод упражнения | Упражнения: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные). По форме словесного выражения мысли: устные и письменные. По мыслительным операциям: аналитические, аналитико-синтетические, синтетические.По месту оформления работы: классные и домашние. По степени самостоятельности: упражнения, в которых воспроизводится усвоенный материал, работы по применению знаний в новых условиях, творческие работы. Упражнения всегда сочетаются с объяснением, беседой, игрой и при работе с учебником. Требования:сознательность учащихся, специфические приёмы, последовательность (должны быть подготовительные упражнения), ежедневность упражнений, постепенное повышение сложности задания, разнообразие упражнений, направленность упражнений на развитие творчества (все творческие упражнения должны быть связаны с жизнью. Через упражнения можно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход! |
г) лабораторно-практические работы (приобретение новых знаний, закрепление) | Используется после сообщения учителем новых знаний на основе опыта (на уроках естествознания, географии, труда, развития речи). Требования: последовательность (знакомство с оборудованием =>обучение пользованию оборудованием => выполнение опыта по показу и словесной инструкции учителя с частичной помощью или по словесной инструкции самостоятельно), опыт должен быть прост и доказателен, учащиеся подготовлены к его проведению, обобщающие выводы в форме беседы. |
д) практические работы (выработка нового умения) | Практическая деятельность учащихся, связанная с выработкой определённого умения. Требования такие же, как и к лабораторно-практическим работам. |
е) самостоятельная работа (закрепления знаний, формирование навыков, контроль усвоенного) | Особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия учителя. 4 типа: по образцу, репродуктивные (вспомнить, как делал в прошлый раз и повторить), вариативные, творческие. Требования: систематичность и последовательность, максимальная расчлененность в обучении, посильность, разнообразие заданий, присутствие на каждом уроке, помощь учителя. |
Методы работы с техническими средствами обучения: а)программированное обучение | Самостоятельная работа учащихся над специально подобранным материалом (например, перфокарты, карты с шифром, цифровые и графические диктанты) Требования: расчленение строго отобранного материала на отдельные небольшие группы, включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части, предъявление заданий по проверке усвоения каждой части, соблюдение ответов, информирующих учащегося о степени правильности ответа. |
б) проблемное обучение | Учитель использует специальные педагогические средства, ведёт целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей. Элементы метода используются лишь в старших классах. Обсуждение проблемной ситуации, которая содержит в себе противоречие между знанием и незнанием. Первый тип: учитель, создав проблемную ситуацию, сам подробно показывает все звенья ее решения: анализирует фактические материалы, отбрасывает неверные предположения, знакомит школьников с ходом решения. Второй тип: учитель привлекает к участию в решении проблемы самих учащихся. Он сообщает фактический материал, а школьники сами пытаются делать выводы. |
2) ПО МЕТОДАМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА (Бинарная классификация):
а) способы учения (упражнения, самостоятельные, лабораторные и практические работы, контрольные работы)
б) способы преподавания (рассказ, беседа, объяснение)
Ю. К. Бабанский
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
б) методы стимулирования и мотивации
в) методы контроля и самоконтроля
4) Т. А. Ильина (Дополнила Бабанского: разделила первую группу на пункты на основе дидактических целей)
а) методы, используемые для сообщения новых знании (с опорой на слово учителя)
б) методы, используемые для приобретения новых знаний, закрепления и выработки умений и навыков;
в) методы работы с техническими средствами
г) самостоятельная работа;
д) методы программированного обучения и проблемно-поисковые;
е) методы контроля и самоконтроля.
5) В зависимости от познавательной деятельности учащихся и характера деятельности учителя:
а) объяснительно-иллюстративные или информационно-рецептивные
б) репродуктивные
в) частично-поисковые или эвристические
г) исследовательские
При выборе методов стоит учитывать принципы обучения, особенно принцип коррекционной направленности обучения, общие и конкретные цели и задачи обучения, содержание и задачи каждого конкретного предмета, возрастные и психофизические особенности умственно отсталых учащихся, материально-техническое оснащение вспомогательных школ-интернатов и школ, их географическое положение, сложившиеся педагогические традиции, опыт учителей.
Формы обучения:
1) Общие:
- индивидуальная
- групповая (классно-урочная)
- фронтальная
2) Доп. формы:
- консультация: обобщающая, тематическая, текущая
- практическое занятие
- доп. занятия
- конференция (в старших классах)
- домашнее задание (на применение новых знаний, на закрепление знание, подготавливающее к усвоению нового материала)
3) Специфические формы учебных занятий: логопедические, ЛФК, ритмика, социально-бытовая ориентировка.
А также: экскурсии, практические и лабораторные работы, домашняя самостоятельная работа, производственная практика.(Не знаю, куда их впихнуть)
УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
ПРИЗНАКИ:
- постоянный состав учащихся;
- ограниченное количество времени урока;
- используются все др. формы обучения;
- тесная связь учебной и внеучебной работы;
Урок продолжается 45 мин, (в I классе — 35 мин), время учебных занятий в году, каникулы совпадают с принятыми в массовых школах. Учитель в своей работе руководствуется программой, содержанием школьных учебников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ:
- единство образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функций обучения;
- соответствие урока принципам обучения;
- организационная четкость урока;
- оптимизация учебно-воспитательного процесса;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса (то есть должны применяться наиболее эффективные приёмы, методы);
- соответствие содержания урока учебным программам;
- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей;
- повышение самостоятельности учащихся.
ЭТАПЫ УРОКА:
1) организационный момент (1-2 минуты); приветствие, проверка готовности, настроить учащихся на работу, ритуализированные моменты (рапорт дежурного)
2) актуализация опорных знаний (10-12 минут) Возбудить познавательный интерес. Например, с помощью беседы.
3) сообщение нового материала (15-20 минут)
4) закрепление и обобщение (10-12 минут); упражнения.
5) итог урока (5 минут); вывод, оценки, Д/З
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- затрата времени: 1 класс (1 час), 2 класс (до 2 часов), 3-8 класс (до 2,5 часов), 8-11 классы (до 3 часов)
Домашнее задание подробно объясняется и частично разбирается на том уроке, на котором его задали.
ТИПЫ УРОКА (в зависимости от основной образовательной цели занятия)
- сообщение новых знаний;
- формирование и закрепление знаний, умений;
- обобщение и систематизация знаний;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков
- комбинированный урок.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ.
Планирование урока.
Тематическое планирование.
Краткое содержание учебных тем дается в программе предмета. Учитель распределяет материал темы на определенное количество уроков. Намечает последовательность изучения темы по урокам.
Тематическое планирование включает: название темы каждого урока; образовательные, воспитательные и коррекционные цели и задачи; основное содержание материала; способы изложения; возможные наблюдения; использование наглядных пособий, технических средств обучения; предполагаемые формы контроля усвоения материала; календарные сроки проведения уроков.
Поурочное планирование.
Зависит от тематического и представляет собой разработку конкретного плана проведения отдельного урока.
План урока включает следующие пункты: дата, название темы; цели и задачи урока; оборудование урока наглядными пособиями и техническими средствами обучения; ход урока (по этапам в соответствии с типом урока); анализ результатов урока (итоги, выводы, возможные проверочные); задание на дом.
На основе плана пишется конспект урока. Для этого составляются тезисы урока в виде краткой записи действий учителя, содержания и форм проведения учебной работы.