Методические рекомендации для преподавателей
Цель дисциплины – изучение закономерностей функционирования живого организма на разных уровнях его организации.
Задачи изучения дисциплины «Физиология человека и животных»:
· изучение функциональной организации организма на клеточном, тканевом, органном, системном уровнях, а также на уровне целого организма;
· изучение особенностей функционирования организма на разных стадиях онтогенеза;
· изучение специфических особенностей функций организма у разных видов животных (сравнительно-физиологический подход).
Методы изучения дисциплины:
- лекционные занятия;
- лабораторные занятия;
- выполнение практических заданий;
- выполнение контрольных работ;
- проведение эмпирического исследования в группе;
- участие в исследованиях, проводимых кафедрой.
Взаимосвязь с другими дисциплинами: дисциплина «Физиология человека и животных» взаимосвязана с такими дисциплинами как «Анатомия и морфология человека», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Цитология», «Гистология», «Генетика», «Возрастная анатомия и физиология», «Биохимия» и др.
Программа курса «Физиология человека и животных» разрабатывается как важный элемент подготовки специалистов по социальной работе. В этом контексте курс нацелен на подготовку специалистов, на основе соответствующих представлений о сущности исследовательской стратегии в социальной работе и методах сбора эмпирической информации. Предлагаемый курс должен обеспечить студентов как теоретической базой в сфере эмпирических исследований в социальной работе, так и некоторыми практическими знаниями, которые дадут им возможность непосредственно участвовать в реализации практических исследований в социальной работе.
Учебная программа по дисциплине «Физиология человека и животных» предназначена для студентов, специализирующихся в области биологии. Данная программа представляет собой органическое сочетание возрастной анатомии, физиологии, гистологии, цитологии, предусматривает более углубленное, практическое освоение профессиональной деятельности с помощью методов и техники физиологических исследований. Его реализация возможна только на основе полученных базовых знаний в области анатомии человека, возрастной анатомии и физиологии, зоологии. Особым уровнем физиологического знания выступают эмпирические физиологические исследования, где важную роль играют разработка программы исследования, его организация, методы и техника сбора и обработки полученного материала. При подготовке учителе необходимо готовить специалистов, которые владели бы умениями и навыками применять в своей практической деятельности различные научные методы. Для достижения намеченных целей специалист должен уметь сочетать в своей деятельности и исследовательскую работу, и практику.
Учебная программа по дисциплине «Физиология человека и животных» поможет студентам стать ориентированными на исследования путем выдвижения и осознания своих собственных гипотез и концепций. В процессе обучения студенты ознакомятся со всеми существующими в общественных науках видами исследований; приобретут набор знаний в области исследовательской методологии, необходимый для выделения и описания проблемы; научатся качественно осуществлять обзор научной литературы для предварительного изучения проблемы, четко формулировать цели и задачи исследования; освоят различные варианты организации исследования, а также научатся четко и грамотно выдвигать гипотезы, правильно вести записи или осуществлять кодификацию, составлять выборку, анализировать полученные данные, интерпретировать результаты проведенного исследования, составлять отчет о проведенном исследовании.
При чтении лекций необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- в лекциях необходимо сочетать теоретические материалы и практические примеры;
- для закрепления лекционного материала, подготовки к лабораторным занятиям и выполнения самостоятельных работ рекомендуется достаточно большое количество литературы в области общей и возрастной физиологии.
В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементы диалога, групповая дискуссия.
Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.
Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.
Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и явлений, программ исследований, различных видов анкет, рисунков, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов).
Самостоятельная подготовка студента лекции, в первую очередь, заключается в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Стимулировать чтение конспектов может регулярная практика проведения устного или письменного экспресс-опроса в начале следующей лекции.
Лабораторные занятия следует организовывать так, чтобы закрепление лекционного материала проводилось в активных формах, предполагающих значительную работу студентов с различными источниками. Программа предполагает проведение лабораторных занятий в следующих основных формах:
- подготовка и выполнение лабораторных работ;
- диспуты, в ходе которых студенты обсуждают материал предварительно прочитанной лекции в свободной форме по перечню вопросов, которые предварительно готовит выступающий. Диспут заканчивается подведением итогов и обобщением основных высказанных позиций;
- самостоятельные домашние задания, в ходе которых студенты готовят задания согласно вопросам лабораторного занятия или заданий по самостоятельной работе. На занятии преподаватель делает анализ выполненных работ.
Важное место занимает подведение итогов лабораторного занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое и практическое значение рассматриваемой проблемы, но и оценить слабые и сильные стороны в технике проведения эксперимента, а также комментирования полученных результатов. В зависимости от конкретных условий заключительное слово может быть либо по каждому из узловых вопросов, либо по занятию в целом.
После прохождения основных разделов дисциплины рекомендуется проводить промежуточное тестирование, с целью проверки остаточного знания. В целом, результаты лекционных, лабораторных занятий и тестирования могут служить критерием усвоения студентами знаний по дисциплине «Физиология человека и животных».
Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и лабораторных занятий. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Её цель - формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
-изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- логичность, четкость и ясность в изложении материала;
-возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;
-опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;
-тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй - на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.
При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность - главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.
При оценке итогового экзамена учитывается:
• правильность и осознанность изложения содержания ответа на вопросы, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки общенаучных и специальных социальных терминов;
• степень сформированности интеллектуальных и научных способностей экзаменуемого;
• самостоятельность ответа;
• речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Оценка "отлично":
• полно раскрыто содержание вопросов в объеме программы и рекомендованной литературы;
• четко и правильно даны определения и раскрыто содержание биологических концептуальных понятий, закономерностей, корректно использованы научные термины;
• для доказательства использованы различные теоретические знания, выводы из наблюдений и опытов;
• ответ самостоятельный, исчерпывающий, без наводящих дополнительных вопросов, с опорой на знания, приобретенные в процессе специализации по выбранному направлению биологии.
Оценка "хорошо":
• раскрыто основное содержание вопросов;
• в основном правильно даны определения и использованы научные термины;
• ответ самостоятельный;
• определения понятий неполные, допущены нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях, исправляемые по дополнительным вопросам экзаменаторов.
Оценка "удовлетворительно":
• усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
• определение понятий недостаточно четкое;
• не использованы в качестве доказательства выводы из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
• допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка "неудовлетворительно":
• ответ неправильный, не раскрыто основное содержание программного материала;
• не даны ответы на вспомогательные вопросы экзаменаторов;
• допущены грубые ошибки в определении понятии, при использовании терминологии.