Дошкольной образовательной организации
№ п/п | Параметры для экспертной оценки | Экспертная оценка | Примечание | ||||||
«да» | «скорее да» | «скорее нет» | «нет» | ||||||
Общие характеристики | |||||||||
1.1 | Образовательная среда паспортизирована | ||||||||
1.2 | Имеются планы (задокументированы плановые мероприятия) обогащения, реконструкции и т.д. образовательной среды в ДОО | ||||||||
1.3 | Имеются протоколы или иные документы мониторинга состояния образовательной среды в ДОО | ||||||||
Характеристики образовательной среды | |||||||||
2.1 | Соответствие образовательной среды требованию безопасности | ||||||||
2.1.1 | В ДОО обеспечена организационная безопасность | ||||||||
2.1.2 | В ДОО обеспечена техническая безопасность | ||||||||
2.1.3 | В ДОО обеспечена психологическая безопасность | ||||||||
2.1.4 | В ДОО созданы условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников | ||||||||
2.2 | Соответствие образовательной среды требованию доступности | ||||||||
2.2.1. | В ДОО обеспечена информационная доступность | ||||||||
2.2.2. | В ДОО обеспечена физическая доступность здания ОО и всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников, в т.ч. для детей с ОВЗ и инвалидов | ||||||||
2.2.3 | В ДОО обеспечена социальная доступность | ||||||||
2.3 | Соответствие образовательной среды требованию вариативности | ||||||||
2.3.1 | Организация пространства и вариативность его наполнения | ||||||||
2.3.2 | Типология элементов образовательной среды (материалы, игрушки, оборудование и др.) | ||||||||
2.3.3 | Изменения в составе элементов образовательной среды | ||||||||
2.3.4 | Соответствие элементов образовательной среды базовым факторам развития детей | ||||||||
2.4. | Соответствие образовательной среды требованию полифункциональности | ||||||||
2.4.1. | Наличие немаркированныхпредметов, как единиц образовательной среды | ||||||||
2.4.2. | Наличие немаркированныхсовокупностей составляющих образовательной среды | ||||||||
2.4.3. | Наличие немаркированных пространств | ||||||||
2.5. | Соответствие образовательной среды требованию трансформируемости | ||||||||
2.5.1. | Наличие пустого пространства в распоряжении ребенка | ||||||||
2.5.2. | "Внешняя конструктивная трансформируемость" | ||||||||
2.5.3. | "Внутренняя конструктивная трансформируемость" | ||||||||
2.6. | Соответствие образовательной среды требованию насыщенности | ||||||||
2.6.1. | Степень насыщенности образовательной среды (%) | ||||||||
2.6.2. | Определение "ненасыщенных" образовательных областей | ||||||||
2.6.3. | Выявление избыточной насыщенности той или иной образовательной области | ||||||||
2.6.4. | Определение развивающего потенциала образовательной среды по требованиям ФГОС ДО. | ||||||||
Выявление соответствия/несоответствия каждого показателя требованиям ФГОС ДО и подбор средств достижения требуемых результатов позволит определить:
- "точки роста" –проблемные области, требующие направления мощного управляющего потенциала организации, сосредоточение сил на данных проблемах: перераспределение финансовых потоков, обучение специалистов, создание проектных и творческих объединений педагогов для работы над РППС, мониторинговое сопровождение и т.д.;
- "точки стабилизации" –области образовательной среды, которые в данный момент времени отвечают требованиям ФГОС ДО, и нуждаются в определении "зоны ближайшего развития"и в работе на формирование устойчивости и воспроизводимости результата.
Список источников:
1.Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для руководителей образовательных организаций (серия:«Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / С.В.Алехина; Е.Н.Кутепова; Т.Ю.Сунько, Е.В.Самсонова.- М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – с.33-35 /http://www.rksi.ru/doc/inclusive/59-2.pdf
2.Кабушко А.Ю. Антропологический подход к организации адаптивной образовательной среды в системе инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Стр.365-370.
3.Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования" Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич/ http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/11/Met_rek_RPPS.pdf
4.Педагогический терминологический словарь. —С.-Петербург:Российская национальная библиотека.2006./ http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины – авторы-составители М. Ю. Олешков, В. М. Уваров - Москва: , 2006. – 143 с.
6. http://www.razgovorodele.ru/moresec/materials12/constr05/build505.php/