Інститут кураторства в системі болонських реформ
Одним из узловых моментов в Болонском процессе является изменение позиций как преподавателей, так и студентов вуза по отношению друг к другу, что касается учебного и внеучебного процессов. Происходит смена вектора в отношениях преподаватель – студент от «воздействия» к «взаимодействию», от руководства к партнерству и сотрудничеству, причем, не декларируемому, а реальному.
Куратор – главный для студента преподаватель, наставник на протяжении всех лет подготовки, его советчик и "проводник" по лабиринтам студенческой жизни и подготовки к профессии
Не следует путать куратора индивидуального высшего образования с куратором коллективного высшего образования, наделенного правами и обязанностями "классной дамы" без оплаты.
Следует обязательно отметить введение учебных занятий в выбранных самим студентомнаправлениях. Отсюда совершенно необходимым элементом подготовки бакалавра следует признать куратора, который играет роль старшего советника и наставника для студента.
При переходе на маркетинговую схему высшего образования резко возрастает требование к креативности исполнителя, субъекта учебного процесса из-за базирования на квалификационной характеристике (Рис.2), согласованной с основным заказчиком. Для обеспечения учебного процесса институт наставничества необходимо осуществить и по отношению к молодым преподавателям.
Таким образом, кураторы необходимы в новой системе образования и для студентов, и для исполнителей учебного процесса.
2. Уровневые задачи куратора
В соответствии с моделью (Рис.1) подготовки бакалавра, перед куратором на каждом уровне стоит задача обеспечения адаптации студентов в соответствии с названием уровней (надписи на Рис.1справа).
На первом уровне, несмотря на то, что студенты как бы избирают для себя специальность еще до поступления в колледж, основная их масса не имеет четкой профессиональной ориентации. Кроме того, и для куратора студенты не определены, являются terra incognita. Эта обоюдная неопределенность и отражена в названии уровня.
Перед куратором стоит серьезная задача построения поведенческой карты личности студента с учетом его психологического портрета, коммуникативной характеристики и довузовского воспитания (легенда). Задача выполнимая с помощью описанных на рисунке средств, но разработка научной методики построения такой карты требует системных научных исследований.
Особую задачу представляет собой определение пристрастий студента (так называемое "хобби") с целью учета этого фактора в дальнейшей работе.
Поскольку "арсенал" куратора, полностью перечисленный на этом этапе в первой части рисунка (1 уровень), достаточно беден, куратор должен иметь достаточный опыт общения с молодежью, что и определяет требования к возрасту куратора.
качественную профессиональную ориентацию нельзя проводить без знания тех характеристик объекта, которые дает поведенческая карта личности (ПКЛ). Если же вспомнить задачу куратора активно участвовать в выборе студентом необязательных дисциплин, а также воспитательную задачу наставничества, отпадет всякое сомнение в необходимости построения ПКЛ. И, наконец, имеется стратегическая цель – подготовка к переходу высшего образования в четвертый этап развития, что также потребует тщательной проработки и построения ПКЛ студента.
В лучшем случае, к концу года куратор-наставник может составить вполне приемлемый черновик ПКЛ своих подопечных, которых, на полную нагрузку, не может быть более десяти, иначе его деятельность превратится в простое чиновничье ремесло, основанное на приписках и отписках. Поэтому отладка ПКЛ и окончательная картина будущего выясняется лишь при прохождениивторого уровня обучения.
Этот уровень более определенный. Между куратором и студентом налаживаются доверительные отношения или студент меняет куратора по согласованию с руководством колледжа, что, вполне возможно, и не несет негативных последствий ни для студента, ни для куратора при замене студента. Работа в паре "студент – куратор" на втором уровне обучения становится наиболее интенсивной, поскольку именно на этом уровне выбираются основные векторы развития личности студента, и здесь зарождается будущий жизненный успех или неуспех человека. На третьем, четвертом ипятом уровнях обучения работа куратора становится более похожей на работу советника и советчика. При хорошем знании личности студента советы не могут быть бесполезными и будут восприниматься студентом вполне адекватно и взвешенно.
Особенная задача куратора на последних уровнях обучения студента – составление подробной характеристики-резюме подопечного для дальнейшего устройства на работу с наилучшими возможностями карьерного роста.
Именно куратор должен быть ответствен (естественно, наряду со своим подопечным) за выполнение требований квалификационной характеристики направления (Рис.2) и договора с заказчиком-работодателем, в подписании которого куратор должен принимать участие. На старших уровнях такой договор может заключаться между заказчиком и студентом при участии куратора.
Конкретика работы куратора на различных уровнях понятна из карты (Рис.3)
Работу по изменению взаимодействия преподавателей со студентами целесообразно начинать, используя потенциал внеучебной деятельности. Поскольку она не стандартизована, то дает возможности для проявления инициативы и творчества как студентов, так и преподавателей, для их неформального, более глубокого общения.
Необходимо учитывать условия перехода на уровневое образование, где предусмотрено ведение новых ролей преподавателей – консультантов, наставников, эдвайдеров. Это может быть не только куратор академической группы, но и студенческого сообщества по интересам, а также группы, реализующей определенный проект, и т. д. То есть создается многовариантная система кураторства. Ставится задача – понять и найти адекватные современным условиям смыслы, возможное содержание и формы кураторской деятельности преподавателя.
Следует изменить не только деятельность куратора, но и характер его взаимодействия со студентами – от функций контроля к поддержке, содействию. Следует провести работу по анализу, кто может выполнять кураторские функции, какая нужна для этого подготовка, какое методическое обеспечение. Многовариантный институт кураторства позволяет привлечь к внеучебной деятельности большее количество преподавателей, а значит, способствовать изменению характера и форм взаимодействия со студентами.
В связи с тем, что работа куратора требует определенной квалификации, полезно организовать их подготовку. Но прежде нужно создать команду из инициативных преподавателей, имеющих опыт работы, студентов старших курсов, аспирантов – то есть тех, кого можно привлечь к обучению кураторства. Механизмом повышения качества работы кураторов, изменения его позиции во взаимодействии со студентами, должно стать проведение конкурса кураторов. Этот конкурс должен включать в себя представление портфолио, его общественно-профессиональную защиту, выступление студенческой команды поддержки.
Могут ли студенты участвовать в оценке деятельности преподавателя и определении рейтинга? Несомненно. Ведь одно из требований Болонской декларации – привлечение студентов к участию в оценке организации и содержания образования в высших учебных заведениях. Оценка студентов необходима при рассмотрении взаимодействия преподавателя со студентами, качества помощи при обращении студента по тому или иному вопросу.
Программа деятельности куратора связана с созданием студенческого сообщества первокурсников. Общую логику программы можно представить так: от поэтапного освоения студентами теоретического материала о сообществе – к практической деятельности по планированию и самоорганизации жизнедеятельности студенческого сообщества. Важно подчеркнуть, что содержание деятельности сообщества определяют сами студенты совместно с куратором. Это содержание определяется значимыми для студентов проблемами, которые они вместе пытаются решить. При этом используется технология, включающая такие четыре стадии:
1) увидеть проблему, осмыслить ее, захотеть решать;
2) поставить цель своей деятельности, составить план ее достижения, реализовать;
3) оценить выполнение плана и как собственное участие в этом, так и участие других;
4) совершенствовать себя, применять полученный опыт в новой ситуации.