Пример урока усвоения новых знаний 3 страница
Таким образом, каждый метод обучения, с нашей точки зрения, представляет собой сложное педагогическое образование — систему дидактических приемов и средств обучения.
Методы и приемы находятся в тесной диалектической взаимосвязи. Каждый метод в определенных условиях становится приемом того или иного метода. Например, объяснение как метод обучения на уроке усвоения первого закона Ньютона становится приемом лабораторной работы.
Структура каждого метода предусматривает относительно устойчивый состав определенных элементов, необходимую их последовательность в процессе обучения и четкие взаимосвязи. В условиях кабинетной системы при насыщении уроков техническими средствами обучения, наглядными пособиями, дидактическими материалами для самостоятельной работы структура каждого метода обогащается за счет включения в нее приемов работы с этими
средствами. И конечно, решающее влияние на выбор методов обучения и формирование его структуры оказывает содержание учебного материала.
Эффективность процесса обучения зависит не только от удачного выбора методов, но в значительной степени от его внутренней структуры, от умелого сочетания приемов внешней педагогической деятельности учителя и внутренней познавательной деятельности учащихся. Поэтому важной проблемой современной теории и практики обучения является определение рациональной структуры методов, применяемых в наиболее типичных дидактических ситуациях.
При формировании структуры методов обучения необходимо учитывать их функцию. Слово «функция» имеет несколько значений. Мы будем применять его в смысле «назначение». В литературе встречаются характеристики следующих общепедагогических функций методов Обучения: побудительная (мотивационная), образовательная, воспитательная, развивающая. Готовясь к уроку и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, учитель должен предусматривать, какие функции может выполнять каждый из них и какова должна быть их структура, чтобы усилить, Например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Образовательная функция методов является основной. Она предусматривает применение таких приемов, которые способствовали бы успешному усвоению учащимися знаний, навыков, умений и на этой основе формированию у них коммунистических убеждений. Большинство известных нам приемов обучения имеет именно такую направленность. С целью усиления познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в структуру современных методов обучения включают задания для самостоятельной работы, вопросы для размышления, познавательные задачи, эвристические задания и вопросы. Образовательная функция методов осуществляется не только при решении познавательных заданий, но и на основе устного изложения, чтения учебника, работы с картами и т. п.
Воспитательная функция методов неотделима от образовательной. Она присуща каждому методу обучения. Задача учителя — определить, какими приемами ее лучше всего обеспечить. Изучение и глубокое усвоение учащимися нового материала на основе применения различных методов в комплексе способствуют формированию марксистско-ленинского мировоззрения. Здесь особенно важны приемы, акцентирующие внимание учащихся на основных воспитательных идеях, на оценке изучаемых природных и общественных явлений, нравственных качеств литературных персонажей, эстетических особенностей предметов материальной культуры и т. п. Вместе с тем методы обучения способствуют организации правильных взаимоотношений между учащимися и учителями и между самими учениками. Корректное и доброжелательное отношение учителя к учащимся, сдержанность, требовательность в сочетании
со справедливостью влияют на формирование соответствующего опыта поведения учащиеся, положительных качеств их характера и воли. Организация самостоятельной работы с постоянной проверкой и оценкой усилий школьников и коррекцией их результатов воспитывает у них настойчивость, чувство ответственности за порученное дело, за успешное выполнение заданий, аккуратность в работе,
Развивающая функция также тесно связана с образовательной и воспитательной. Каждый метод осуществляет развивающую функцию. Нет специальной развивающей деятельности и развивающих методов. Развивающую функцию осуществляют определенные приемы, включенные в различные методы обучения; например: приемы мыслительной деятельности, эвристические приемы, творческое выполнение учебных заданий, решение задач и т. п.
Мотивационная функция метода заключается в том, что он должен формировать побудительные силы ученика, создавать, поддерживать и закреплять познавательный интерес на каждом уроке. Этого можно добиться включением определенных приемов в структуру метода, например, усилением контрастности в изложении материала или применением наглядности, показом парадоксальности в явлениях, созданием неожиданных эффектов, рождающих у детей удивление, изумление, недоумение, интерес к содержанию знаний и к процессу их приобретения. Метод должен включать такие приемы, которые бы вызывали внутренние импульсы, побуждающие учащихся к решению сложных задач, успешному преодолению препятствий и трудностей в обучении. Этому могут способствовать приемы, создающие проблемные ситуации, введение в структуру методов проблемных заданий, познавательных задач и эвристических вопросов.
Сочетание на уроках образовательных, воспитательных, развивающих и мотивационных функций существенно влияет на формирование структуры методов обучения. Например, новый материал может изучаться на основе устного изложения или самостоятельной работы с учебником. Для усиления развивающего эффекта учебного процесса в структуру устного изложения можно включить элементы эвристических вопросов, поиска, различные приемы для создания проблемных ситуаций, проблемные и познавательные задания и вопросы.
Таким образом, структура методов обучения зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки учащихся, их возраста, особенностей личности и подготовки учителя, наличия в школе материально-технической базы, возможностей ее использования. Исходя из этих особенностей, мы объединяем в структурах методов обучения внутренние и внешние стороны учебного процесса, словесные, наглядные и практические методы с проблемными. Например, самостоятельная работа с учебником может включать в свою структуру решение познавательных задач и проблемных заданий. Соотношение между методами и приемами обучения может в различных ситуациях меняться. Метод способствует решению основных дидактических задач, прием – частных.
Наиболее распространенной в современной школе остается группа словесных методов обучения. В наиболее общем виде словесные методы предусматривают следующую последовательность работы учителя и соответственной деятельности учащихся.
Устное изложение знаний учителем справедливо считается од ним из наиболее необходимых в современной общеобразовательной школе источников информации. Оно дает возможность наиболее экономно довести до сознания учащихся новые знания, влиять на чувства детей и на их воспитание в процессе обучения. При устном изложении учитель за 20—25 мин может объяснить такой объем материала, для самостоятельного овладения которым учащимся необходимо в 2—3 раза больше времени. Устное изложение может осуществляться эмоционально, влияя на чувства детей и способствуя более быстрому усвоению материала.
Что делает учитель |
Что делают учащиеся |
Устное изложение материала |
Логически правильно формулирует мысли, в определенной логической последовательности излагает фактический материал, анализирует его, устанавливает в нем объективные связи, формулирует выводы. Ставит проблему и раскрывает способы ее решения. Подводит итоги изложения |
Слушают. Воспринимают речь учителя, вычленяют в ней факты, события, устанавливают или осмысливают их причины и следствия, формулируют выводы, понятия, определяют их теоретическую и практическую значимость. Осмысливают проблему и пути ее решения. Выделяют основные мысли, тезисы и аргументы. Осмысливают итог |
Беседа |
Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. Подводит итоги беседы. Формулирует выводы |
Работа с книгой |
Учит учащихся читать и понимать смысл прочитанного. Инструктирует о приемах работы с книгой. Следит за работой учащихся, проверяет понимание ими главных мыслей, корректирует их. Ставит перед учащимися проблемные и познавательные задания. Следит за работой учащихся, проверяет решение, корректирует их работу. Подводит итоги работы. Формулирует выводы |
Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. Правильно логически и грамматически формулируют ответы. Осмысливают выводы и обобщения |
Овладевают техникой чтения. Осмысливают содержание. Выделяют в тексте главные мысли, факты, причины и следствия. Формулируют выводы, аргументируют их. Осмысливают проблемные и познавательные задания. Продумывают способы их решения. Находят решения, отвечают на вопросы учителя. Осмысливают выводы |
Эмоциональное воздействие на учащихся усиливается, если содержание материала сочетается с художественными средствами слова, изобразительного искусства или музыки. В педагогической литературе встречается немало примеров усиления воспитательного влияния на детей в процессе сочетания устного изложения с художественными средствами, например, применением иллюстраций, картин различного содержания, таблиц и т. п.
Лучше всего воспринимается рассказ учителя, т. е. такое изложение, которое включает в себя элементы художественного рассказывания, образные средства языка. Рассказ широко применяется на уроках чтения в начальных классах, частично природоведения, в средних классах при изучении истории, географии, биологии, литературы и т. п. Чем старше учащиеся, тем шире вместо рассказа применяется описание, объяснение учебного материала и школьная лекция.
Описание, как правило, включается в другие виды устного изложение (рассказ, объяснение, лекцию). Оно предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания учащимся сообщается главным образом фактический материал. Например, при изучении географии дается описание ландшафта Антарктиды или природы Амазонской сельвы, на уроках истории описывается ход Пунических войн или взятие Бастилии, биология представляет много возможностей для описания внешних признаков типичных растений, животных.
Объяснение в педагогической литературе определяется как последовательное, строгое в логическом отношении изложение учителем сложных вопросов, например понятий, законов, правил, теорем. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений (в индуктивном или дедуктивном плане). Можно рассказать о природе Кавказских гор, описать красоту альпийских лугов, но причины вертикальной зональности необходимо объяснить.
Школьная лекция отличается от других видов устного изложения большей значимостью, важностью и объемом темы, научной строгостью и последовательностью изложения. Школьная лекция может длиться 30—45 мин и более. Она сложна по своей структуре и включает в себя не только различные виды устного изложения (описание, рассказ, объяснение), но и другие методы обучения (беседу, иллюстрации, демонстрации, элементы проблемного обучения). Поэтому она применяется главным образом в старших классах.
Функции устного изложения знаний: 1) создать психологический настрой на усвоение знаний, мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении новой темы, поставить перед учащимися проблему, создать проблемную ситуацию; 2) раскрыть содержание фактического материала — как происходили
события, какие силы принимали в них участие, противоречия между ними, ход события, результаты; описать географическую среду (рельеф, природу), экономические особенности страны, объяснить, как осуществляется физическое или химическое явление, его условия, результаты; рассказать о чувствах или поступках литературных персонажей и т. п.; 3) дать научную, доступную пониманию учащихся интерпретацию приведенных фактов — раскрыть причинно-следственные, функциональные, условные, пространственные, временные и другие связи между предметами и явлениями реального мира, выявить сущность изучаемых явлений; 4) привести знания в определенную систему, в которой показать целостную структуру и раскрыть взаимосвязи ее компонентов; 5) дать инструктаж— как учащимся выполнять ту или иную деятельность, раскрыть ее характер, структуру, основные операции, действия, их сущность и последовательность; 6) раскрыть содержание и сущность этических норм и правил поведения в коммунистическом обществе, сущность морального кодекса строителя коммунизма,' коммунистического идеала; 7) дать характеристику произведений изобразительного, музыкального, театрального искусства, показать особенности художественных средств, используемых художниками для раскрытия характеров персонажей, выявления чувств и отношений к изображаемой ими действительности.
Функциям, выполняемым различными видами устного изложения, соответствует и место их в учебно-воспитательном процессе. На уроке устное изложение применяется: 1) перед изучением нового материала с целью мотивации учебной деятельности школьников, например, для показа теоретической, практической или социальной значимости изучаемого материала; создания проблемной ситуации и т. п.; 2) в начале изучения нового материала для раскрытия содержания фактического материала (при индуктивном плане изложения) или обобщенных знаний (при дедуктивном способе обучения); 3) в процессе работы над материалом с целью раскрытия внутренних связей и отношений между изучаемыми объектами; 4) после изучения отдельных, понятий с целью систематизации знаний и подведения итогов учебной работы.
Таким образом, устное изложение может применяться на различных этапах учебного процесса. Однако во время применения этого метода учащиеся в большинстве случаев пассивны — слушают, наблюдают, запоминают готовые знания, не проявляя надлежащей познавательной активности. С целью повышения эффективности устного изложения применяют различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся: создание проблемных ситуаций, постановка проблемы и раскрытие способов ее решения в истории науки и техники и в современных условиях, фиксация основных элементов изложения в виде «опорных вех», применение системного подхода и моделирования при сообщении о сложных объектах, постановка познавательных вопросов и заданий, на многие из которых отвечает сам учитель, и т. п. При умелом использовании данного метода учащиеся запоминают основной материал. Но сле-
дует учесть, что эти знания после первичного восприятия находятся в сознании, в хаотическом,, неупорядоченном состоянии. Поэтому ограничиваться устным изложением нельзя. Это только первый этап в усвоении учащимися знаний. Необходима дальнейшая работа по осмыслению знаний и упорядочиванию их в определенную систему.
Во время устного изложения следует учитывать, что в каждом классе имеются учащиеся с различной подготовкой и неодинаковым личным опытом. Некоторые из них не имеют достаточного запаса представлений, необходимых для осознания содержания, учебного материала. Ошибочно воспринятые на слух отдельные понятия, термины нередко связываются не с адекватными представлениями. В связи с этим в сознании учащихся может возникнуть искаженное понимание отдельных теоретических положений. Поэтому устное изложение должно сопровождаться проверкой понимания учащимися знаний и необходимой словарной работой.
В педагогической литературе неоднократно освещались требования к устному изложению знаний. Наиболее важные из них:
1. Коммунистическая идейность, партийность содержания.
2. Научность, достоверность учебного материала.
3. Связь изложения с современностью.
4. Логическая последовательность расположения материала. Устное изложение — сложная двусторонняя деятельность учителя к учащихся. Учитель не только сообщает необходимую информацию, но и проявляет заботу о том, чтобы учащиеся глубоко и сознательно ее усвоили. Учащиеся, воспринимая новую информацию, стараются не только запомнить главные ее элементы, но и осмыслить основные положения.
Методика устного изложения знаний заключается в следующем:
1. Четкое определение темы и задач, которые будут решены во время устного изложения. Большинство учителей выделяет главные вопросы или положения, которые будут раскрыты в сообщении. С целью мотивации можно показать значимость для учащихся нового материала или отдельных положений в практической жизни, для овладения новыми знаниями или для общего развития детей. Задачи формулируются так, чтобы учащиеся четко представляли, что во время устного изложения следует глубоко осмыслить и запомнить, какие положения наиболее важные и на них следует обратить особенное внимание.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Она имеет. чрезвычайно важное значение и заключается в предварительном накоплении необходимых опорных представлений на основе наблюдений и опытов, актуализации чувственного опыта и в работе над новыми словами. Почти на каждом уроке учащиеся овладевают новыми для них словами. Некоторые из них — научные понятия — являются объектом усвоения на уроке. С такими словами учитель знакомит школьников в процессе изучения нового материала, в ходе устного изложения. Например, на уроке математики при изучении окружности и ее элементов, предметом усвоения
являются понятия «окружность», «центр окружности», «круг», «радиус», «хорда», «диаметр». Учащиеся усваивают их на основе объяснения учителя. Но в большинстве случаев предметом усвоения на уроке является одно-два понятия. Если же учащимся неизвестно значение ряда других слов, употребляемых в изложении нового материала, учитель их объясняет. Без этого школьники не осознают в должной мере новый материал. Объяснение же их в процессе изложения отвлечет внимание учащихся от содержания материала, помешает целостности восприятия, поэтому их содержание объясняется или обсуждается перед изложением. Например, изучая политическую карту Северной Америки, учитель еще до объяснения основного материала обращает внимание на то, что отдельные страны (США) являются «основным оплотом современного капитализма», «самым крупным эксплуататором народов мира», объясняет, что означает «оплот» и почему страну можно назвать «оплотом современного капитализма», как понимать «эксплуататор народов мира».
Новые слова объясняют по-разному: по аналогии с известными детям словами, предметами, при помощи синонимов, показа объектов в натуре или их изображений (реальных или схематических).
3. Использование проблемных вопросов и познавательных задач. Для повышения познавательной активности и внимания к изучаемой теме учитель в процессе изложения обращается к учащимся с проблемными вопросами или познавательными заданиями. Например: «Почему в тундре, несмотря на длительный полярный день, не растут леса?», «Как можно убедиться, что в семени пшеницы есть белок, крахмал, жир?», «Вы наблюдали, что электрический ток нагревает проводник. Чем это можно объяснить?» На эти вопросы учащиеся не всегда могут ответить. Раскрывает их в дальнейшем изложении сам учитель. Но поставленный вопрос еще до начала изложения заставляет учащихся мыслить, заинтересовывает их, повышает их познавательную активность.
4. Индуктивный или дедуктивный способ изложения. Легче воспринимается учащимися индуктивное изложение. Поэтому оно чаще всего применяется в начальных и средних, классах. Дедуктивное изложение воспринимается труднее, зато оно больше способствует умственному развитию учащихся и глубокому осмыслению важнейших теоретических положений, поэтому его целесообразно применять в средних и особенно старших классах.
5. Структура устного изложения. Чаще всего изложение делят на три части: вводную, основную и заключительную. В вводной части ставится проблема, создается проблемная ситуация, определяются тема, задачи и план изложения, осуществляется мотивация учения, актуализация опорных знаний. В основной части раскрывается содержание учебного материала. В заключительной части формулируются выводы, выделяются основные положения, которые необходимо сознательно и прочно усвоить. Так бывает тогда, когда изложение посвящено одному вопросу. Однако в большинстве случаев тема изложения сложная, ее можно разде-
лить на несколько частей. Каждая из этих частей может иметь свою структуру. При этом учитель излагает каждый узловой вопрос, каждое теоретическое положение. Тогда учащиеся основные теоретические положения лучше воспринимают, осознают и запоминают.
6. Доступность и убедительность изложения. Это достигается правильным построением предложений, четкой логикой изложения, применением слов, понятных для учащихся. Устное изложение должно не только давать учащимся новую информацию, но и убеждать. Для убеждающего изложения характерна эмоциональность, экспрессивность речи, в которой выражается отношение учителя к предмету изучения. Эмоциональность, экспрессивность речи учителя создает у учащихся определенный настрой, вызывает интерес к теме, способствует лучшему восприятию нового материала и воспитанию убеждений. Эмоционально-экспрессивный тон изложения создается всеми возможными лексико-фразеологическими, морфологическими, синтаксическими и интонационными средствами. Но не каждый материал требует усиления экспрессии, не на каждом уроке она целесообразна.
Изложение лучше воспринимается, если учитель рассказывает от имени очевидца или участника событий. Такие приемы можно с успехом применять при изучении истории, географии, литературы, биологии и др. Например: «Если лететь над тундрой на вертолете и наблюдать с птичьего полета за ее природой, то можно заметить...», «Наблюдая за ранними лесными цветами, мы заметим...» Эти приемы дают возможность учителю создать такие ситуации, при которых учащиеся чувствуют себя как бы участниками определенных событий или наблюдений.
7. Культура речи. Особенно важна для успешного изложения культура речи учителя, предусматривающая правильность и выразительность языка. Правильность речи —это соответствие нормам литературного языка, предусматривающим соблюдение орфоэпических норм, грамматики (морфологии, синтаксиса), стилистики. Выразительность, яркость, образность речи достигаются применением различных речевых средств: сравнения, метафор, синонимов, аллегорий, омонимов, антонимов, ярких эпитетов, подбором интересных фактов из жизни. Впечатления от рассказа усиливаются, если учитель включает в него яркие выражения, пословицы, отрывки из художественных произведений, шутки, острое слово.
8. Техника рассказывания. На эффективность устного изложения в значительной мере влияет техника рассказывания. Прежде всего необходимо уметь налаживать с самого начала контакт с аудиторией и поддерживать его в течение всего занятия. Этого можно достигнуть удачным обращением к учащимся, которое может их заинтересовать, вызвать усиленное внимание к содержанию и предмету изложения. Учитель внимательно следит за детьми, за их вниманием. Если внимание усиливается, излагается наиболее сложный материал, требующий определенного напряжения
мышления и памяти. При ослаблении внимания меняются приемы работы: применяются элементы беседы, яркие иллюстрации и демонстрации, предлагаются учащимся задания, вовлекающие их в активную познавательную деятельность, и т. п.
Свою речь учитель усиливает жестами, движениями головы, шеи, корпуса. Но жестикуляция не должна быть чрезмерной и однообразной: не каждую фразу следует подчеркивать движениями, жестами.
Восприятие учащимися нового материала зависит и от темпа изложения, т. е. от скорости рассказа, длительности звучания отдельных слов, фраз и соблюдения пауз. Изложение не должно быть слишком быстрым или медленным. Важно, чтобы учитель четко выговаривал каждое слово, каждую фразу, но так, чтобы учащиеся вполне спокойно могли воспринимать и осознавать выраженные им мысли. В V—VIII классах скорость рассказывания может колебаться в пределах 100—120 слов в минуту. В IX—XI классах скорость изложения может быть большая, но не превышать 150 слов в минуту. Темп изложения может изменяться: важные теоретические положения учитель объясняет медленно, фактический материал излагает быстрее.
Пауза — важное средство повышения выразительности рассказа. Умелое пользование паузами делает речь более ритмичной, дает возможность подчеркивать важные места, обращать на них внимание учащихся.
Одним из недостатков техники изложения неопытного учителя является монотонность, когда рассказ осуществляется на одной высоте звука. Считается, что, если в течение одной фразы высота звука меняется на два или три тона, речь все равно остается монотонной. В большинстве предложений следует пользоваться диапазоном целой октавы, а в отдельных местах — и двух. Не менее важным является умение учителя выделять интонацией главное, существенное, например понятия, термины, формулы, исторические даты, подлежащие прочному запоминанию. Важнейшие выводы, правила, законы целесообразно повторять два и даже три раза. Наиболее существенное следует повторить в заключительной части, чтобы привлечь к нему особое внимание учащихся. Чтобы привлечь учащихся к активной познавательной деятельности в процессе восприятия новой информации, необходимо научить их рассматривать явления (предметы) в историческом и логическом планах, в их диалектическом единстве. Понятно, что прежде всего учащиеся должны понять суть исторического и логического в изложении знаний на примере отдельных учебных предметов, особенно тех, в которых изучаемые объекты сравнительно быстро изменяются (история, биология, химия, география). Все явления Объективного мира тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Поэтому ни одно явление нельзя рассматривать изолированно от других явлений и в отрыве от его истории. Сложное явление можно понять, если выявлено, в каких условиях и
при каких обстоятельствах оно возникло, какие этапы исторического развития прошло.
Основным видом литературы для школьников является учебник. В комплексе с учебником применяются сборники задач, упражнений, словари. Большое значение имеют энциклопедии, сборники таблиц (математических, статистических), атласы или карты (исторические, географические), а также научная (труды классиков марксизма-ленинизма) и научно-популярная литература.
В традиционных учебниках текст и методический аппарат рассчитаны на среднего ученика; при этом для слабоуспевающих учеников он порой недоступен, а для сильных — слишком легкий, что тормозит их умственное развитие. В печати были предложения издать два вида учебников: усложненный для сильных учеников и более доступный для средних и слабых. Это предложение заслуживает внимания, тщательного изучения и проверки. Но можно идти и другим путем: содержание учебного материала одинаковое для всего класса, а задания для учащихся разные. Такой опыт есть: учитель химии Ананьевской средней школы № 2 Одесской области Н. П. Гузик разрабатывает задания для учащихся трех уровней— творческий (продуктивный), эвристический (конструктивный) и репродуктивный1. Учащиеся самостоятельно выбирают те задания, которые они в состоянии выполнить. При правильном решении оцениваются творческие задания — «5», эвристические — «4», репродуктивные — «3». В моем присутствии в IX классе задания репродуктивного уровня выполнял только один ученик.
Этот опыт изучался и одобрен Министерством просвещения и НИИ педагогики УССР. Выявлено, что знания, навыки и умения учащихся в этих условиях значительно выше, чем в других школах. Этот опыт имеет много последователей. Но массового распространения он пока не получил, так как разработка таких заданий не всем учителям под силу.
Особого внимания учителя требует умение учащихся работать с книгой. Психолог Л. А. Концевая заключила, что большое количество учащихся этим умением не обладает. Те же учащиеся, которые знают, как выделить главную мысль, ответить на вопросы, составить план текста и пересказать по плану прочитанное, практически эти знания не применяют. В начальных и средних классах, где- материала на каждом уроке мало, школьники дома читают текст по 6—8 раз, пока не запомнят дословно. Некоторые запоминают материал на уроке и дома его не читают. В старших классах, где материала много и его дословно заучить невозможно, учащимся приходится самим искать приемы осмысленного запоминания.
Что же делать? Вооружать учащихся умением работать с учеб-
ником и переносить эти умения в новые ситуации — к новым, все усложняющимся текстам, практически применять их при подготовке к урокам, составлению рефератов, докладов, сочинений и т. д. И не только по литературе, но и по другим предметам.
Умения самостоятельно работать с литературой формируются у учащихся с I класса и совершенствуются всю жизнь.
Уже в I классе во время чтения дети находят в тексте ответы на вопросы учителя, определяют, о ком или о чем рассказывается в стихотворении, очерке или рассказе. Постепенно задания усложняются и учащиеся переходят к составлению ответов своими словами. Сначала вопросы ставят так, чтобы они требовали кратких ответов, потом более распространенных. В III классе учащиеся переходят к анализу текста. Для этого сначала учитель расчленяет его на части, а учащиеся определяют главную мысль каждой части, о чем в ней говорится, как можно кратко озаглавить каждую часть. При этом не только постепенно нарастают трудность и сложность заданий, но и изменяется характер содержания.