Покусывание и почесывание губ зубами.
Добрый и злой ежик.
Взрослый катает мягкий шарик с шипами («доброго ежика») по правой и левой ладошкам ребенка, затем ребенок катает его сам между своими ладошками. То же проводится с колючим шипованным шариком («злой ежик»). Прокатываем «ежиков» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть больше времени задерживаемся на подушечке каждого пальчика
Найди предмет
Попросите ребенка закрыть глаза и ощупать одной рукой какой-нибудь предмет (кубик, шарик, ключ, звездочку и т.п.). Затем, не открывая глаз, найти этот предмет среди 5—7 других, аналогичных, — сначала той же рукой, а затем — другой (все вслепую).
Нелепицы.
Ребенку предлагают заведомо нелепые сюжеты: «Зимний пейзаж с птицами, сидящими на цветущих деревьях; пингвин в пустыне и т.д., в которых он должен найти небывалые сюжеты.
Занятие 6
Массаж активных точек:
• в центре лба, между бровями, над внутренними и внешними окончаниями бровей;
• рядом с внутренними и внешними уголками глаз;
• у основания крыльев носа; в углублении между нижней губой и подбородком.
- Двумя пальцами с закрытыми глазами надавить на глазное яблоко (5 секунд), затем круговыми движениями помассировать веки. Повторить 2—3 раза. Помассировать, похлопать нижнее веко.
Воображаемый рисунок.
Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности ∞ (центр знака — напротив переносицы). Сначала взрослый плавно передвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен внимательно следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и двумя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он «рисуется»
Подушечки пальцев.
Цель: развитие внимания и мелкой моторики.
Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с указательного пальца левой руки, нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой руке. Затем на двух руках вместе (20 раз).
Улыбка – трубочка.
Руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч, обращены вверх. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и руки. Затем растянуть губы в улыбке и (синхронно) прямые руки — в стороны.
Механическая гимнастика пассивной разминкой пальцев.
Вначале поглаживаются, пощипываются ладонь и пальцы (особенно подушечки и ногтевые пластины). Затем взрослый берет поочередно каждый палец ребенка и совершает волнообразные движения пальцем так, чтобы каждая фаланга мягко и плавно сгибалась. Если в пальчиках чувствуется сопротивление и напряжение (тонус) необходимо вернуться к поглаживанию и встряхиванию рук.
Будь ловким
Ребенок должен что-нибудь «поймать» (например, мячик, катящийся или брошенный ему).
Знакомство с буквами.
Начиная обучать ребенка буквам и цифрам, дать ему в руки пластилин или проволочку. Пусть слепит, непосредственно, тактильно ощутит 1, 10, 100; Е и 3, У и Ч, в этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше—меньше», «шире—уже» и т.п.
Найди ошибку.
Ребёнка просят найти ошибку художника, неправильно нарисовавшего какой-либо предмет или найти правильно изображённые предметы среди зеркально нарисованных.
Занятие 7
Массаж
Подвижная шея».
Массаж шеи сзади (сверху вниз) двумя руками поглаживающими, спиралевидными, пощипывающими и т.п. движениями. Массаж вращательными, разминающими движениями левого (затем — правого) плеча в направлении от шеи к плечевому суставу и обратно. В более сложном варианте руки перекрещиваются на уровне груди и одновременно массируют оба плеча.
Упражнение для глаз
Руки вытянуты вперед (свободно или с сжатыми в кулаки, большой палец вытянут). Все вышеописанные движения глаз сочетаются с одновременным, аналогичным движением рук в ту же сторону, что и глаза, затем - в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.
Пятачок.
Руки на поясе. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу и перемещать руки в ту же сторону, что и губы. На втором этапе присоединяются разнонаправленные движения губ и рук. На третьем — они синхронизируются с однонаправленными, затем - и с разнонаправленными движениями глаз.
Лезгинка
Левую руку сжать в легкий кулачок. Правая рука – в виде сжатой «стрелки» из пальцев; направить ее в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток «энергии». Руки поменять (20 раз).