Образование как общечеловеческая ценность

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление такое же древнее, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия окружающей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В. И. Андреев). Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции (по Н В. Бордовской):

1. Образование - способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т. п.) общественной жизни.

2. Образование - это способ социализации личности и преемственности поколений.

Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

3. Образование есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2) развитие личности и общества.

Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают:

Образование как систему- совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Образование как педагогический процесс(процесс обучения и воспитания) - усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе.

Образование как результат обучения и воспитания- достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Современное понимание образования представлено в Законе Республики Беларуси «Об образовании в Республике Беларусь» (в ред. 2002 г.): «Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики).

2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества

Образование является важнейшим фактором развития общества, определяющим перспективы его развития. Свои функции образование выполняет в соответствии с теми или иными обраЗ0вательными парадигмами (греч. paradeigma - пример, образец). Образовательная парадигма - концептуальная модель решения задач (проблем) образования.

Парадигмы образования на теоретическом уровне обосновывают и определяют направления развития образовательной практики, проектирования конкретных моделей организации образования.

В мировой и отечественной педагогике на протяжении веков формировались следующие парадигмы образования.

1. 3наниевая и культурологическая.3наниевая парадигма активно оформлялась еще в средневековье и с тех пор реализуется в рамках традиционной классно-урочной системы обучения. Основное положение этой парадигмы заключается в идее передачи учащимся «готовых», «завершенных» знаний. Культурологическая парадигма ориентирует образование не на овладение «суммой» знаний, а на освоение элементов культуры, способов обучения, общения, поведения.

2. Технократическая и гуманистическая парадигма. Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации образования на основе репродуктивной деятельности учащихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксированных эталонов знаний и опыта. Процесс обучения строится как технологический. процесс (реализуется посредством обучающих, корректирующих, контролирующих и оценивающих процедур) с четко определенными критериями обучения. В мировоззрении учащихся преобладают средства над целью, технологии и техники над общечеловеческими ценностями. Для гуманистической парадигмы человек не является объектом манипуляций, а представляет собой высшую ценность. Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие, сотрудничество, оказан6ие поддержки личности.

З. Педоцентристская и детоцентристская.Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение в качестве главных факторов развития ребенка, при этом основная роль отводится педагогу. При анализе процесса образования определяющими являются методика, новаторство, творчество педагога в то время, как лично качества, интересы и способности учащихся учитываются недостаточно. Детоцентристская парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

4. Социетарная и человекоориентированная. В основе социетарной парадигмы лежат принципы государственного управления образованием. Государство определяет характер и цели образования, а управление образованием носит только государственный характер. В рамках человекоориентированной (антропологической) парадигмы в процессе обучения и воспитания учитываются в первую очередь индивидуальные особенности и интересы всех участников образовательного процесса (ребенка, родителей, педагогов и др.).

В современной образовательной практике сочетаются элементы всех этих парадигм или преобладает одна из них в рамках отдельной педагогической системы (например, авторской школы). В соответствии с образовательными парадигмами в обществе организуются те или иные модели образования.

Образование как общечеловеческая ценность - student2.ru

Образование как общечеловеческая ценность - student2.ru

Наши рекомендации