Типология и основные цели социальной групповой работы
Типология социальной групповой работы
Социальная групповая работа за рубежом так многообразна, что представить полную классификацию используемых подходов просто невозможно. Первая классификация социальной групповой работы была сделана в 60-е гг. Дж.Клейном. Систематизация реальных направлений групповой работы, характерных для того времени, легла в основу следующей классификации:
1. Группы досуга.
2. Образовательные группы:
- группы семейного образования;
- группы профессиональной ориентации;
- группы свободного выбора.
3. Социальные группы, нацеленные:
- на сохранение адаптивных моделей;
- на изменение адаптивных моделей.
4. Терапевтические группы.
Папел (Papell) и Ротман (Rothman) разработали другой подход к классификации социальной групповой работы. В основе классификации — родовые и видовые особенности моделей групповой работы, где разграничительными критериями являлись: тип предоставляемых услуг, особенности ролей и взаимодействий социального работника, теоретическая парадигма метода групповой работы, типология клиента. Такой подход позволил им выделить во всем многообразии групповой работы следующие модели: модель социальных целей, клиническую модель, модель взаимодействия (взаимопомощи).
Модель социальных целей представляет собой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольных помощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практики социальной работы.
Клиническая модель групповой социальной работы базировалась на двух доминантах, используемых в групповой работе: средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологический подход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план лечения, формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия состоит из элементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповой динамики.
Основные цели социальной работы в группах
Группа как целостность представляет собой интериоризированное «Я» личностей клиентов, где разрозненные проблемы, индивидуальные персонализированные смыслы отдельных членов группы приобретают определенное единство и отстраненность. В процессе групповой деятельности происходит осмысление личностных нужд и потребностей, вырабатывается имплицитная концепция в логике целей и задач последующих встреч, намечаются принципы и методы самопомощи.
Рассматривая специфику социальной помощи индивиду через возможности группы, Х.Перлман писала: «Сегодня индивид становится членом какой-либо группы, чтобы решить свои «особые», значимые проблемы и установить особые отношения»3. Анализируя состояние социальной групповой работы, она выделяет главные цели, к которым относит «снятие» проблем и стрессов клиента.
Целевые установки в практике групповой социальной работы связаны с учетом целей используемого метода групповой работы, тех задач, которые стоят перед группой в решении их проблем. Однако можно отметить, что на основе классификации групп в теории социальной работы разрабатываются подходы к целевым установкам. Причем, подходы к целям в групповой социальной работе отличаются от целевых подходов в групповой психотерапии.
Исходя из того, что социальная групповая работа направлена на расширение жизненного пространства клиента, осознание и приобретение им социальных и жизненных ценностей, улучшение социального функционирования, к основным целям социальной групповой работы можно отнести:
- посреднический обмен между клиентами;
- общение;
- самоосознание существующих проблем;
- реалистичное оценивание своих проблем;
- принятие социальных норм и ценностей.