Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
История образования и педагогической мысли
Факультет иностранных языков
Декабрь
- История образования и педагогической мысли как историческая дисциплина. Принцип историзма.
- Основные этапы возникновения и развития педагогической мысли. Сравнение исторического, формационного и цивилизационного подходов при изучении педагогических явлений
- Акмеологический и онтопсихологический подходы в истории педагогики
- Антропологический подход к сущности образования
- Культурологический подход к воспитанию
- Позитивистское понимание роли образования как прикладного знания
- Аксиологический подход к сущности воспитания человека
- Онтологический подход в истории педагогики
- Назовите ведущие подходы к рассмотрению сущности образования. Исторический ракурс.
- Назовите педагогические течения в истории педагогической мысли и образования. Динамику смены идей.
- Соотношение врожденных программ человека и общественной морали
- Воспитательные образцы античного мира
- Педагогический метод Сократа
- Педагогические воззрения Конфуция
- Культурно-педагогическое наследие христианства
- Влияние Византийского образования на древнерусскую культуру и образованность.
- Влияние идей Платона (Аристотеля, Квинтилиана, Цицерона, Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других выдающихся мыслителей) на последующее развитие теории и практики образования
- Я.А. Коменский – автор педагогической системы, основу которой составляет принцип природосообразности, основоположник традиционного обучения. Классно-урочная система обучения – основа педагогической системы Я.А. Коменского.
- Тенденция развития школьного образования и типы учебных заведений в Западной Европе в 15-17 веках Школа в XV - начале XVII в.
- Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения.
- Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока.
- Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега.
- Элитарность образования и воспитания в эпоху Просвещения. Идеи Д. Локка. Основа элитарного образования – воспитание характера.
- Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна.
- Проблемы современной школы (дошкольного, семейного воспитания) в контексте диалога с педагогическими идеями Конфуция (Я.А.Коменского, Дж.Дьюи, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Н. Вентцеля, А.С.Макаренко и др.)
- Роль образования в истории общества
- История возникновения и развития педагогической профессии
- Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике.
- «Теория естественного и свободного воспитания» в трудах Ж.Ж. Руссо.
- Педагогика И. Канта
- Свободное воспитание в понимании Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Цель, содержание, методы обучения, организация обучения.
- Педагогические идеи Януша Корчака.
- Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили.
- Вальдорфская педагогика. Идея свободного развития Р. Штайнера. Современные «свободные» школы. Влияние идей Р. Штайнера на развитие гуманного отношения к «проблемному» ребенку.
- Прагматическая школа Д. Дьюи.
- П.Ф. Каптерев о тенденциях и основных направлениях развития русского образования.
- Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко.
- Характеристика системы образования в XX-XXI вв.(в любой стране – по выбору)
- Мораль и нравственность в воспитании подрастающих поколений. Генезис феноменов.
- Тенденции сохранения педагогических идей в развитии современной педагогической мысли и образования
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) основная литература
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006.
2. Истории педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2009.
3. История педагогики (А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский): В 2-х ч. - М., 1998.
4. Джуринский А.Н. История Зарубежной педагогики. – М., 1998.
5. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли”: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
6. Латышина Д.И. История педагогики – М., 2002
7. Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.
8. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие. – М., 1999.
б) дополнительная литература
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVIII вв. - М., 1985.
2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.
3. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. (до реформ 60-х гг.) – М., 1987.
4. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХв. - М., 1990.
5. Антология педагогической мысли: В 3-х тт. Т. I: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. - М., 1988.
6. История образования./ И.А. Свиридова, В.В. Смирнова и др. – СПб.,1998.
7. История образования России. Древнерусская педагогика X-XVII в. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1997.
8. История образования России. Новая педагогика Петровского времени. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1999.
9. Пряникова Р.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995.
10. Федорова Н.М.История воспитательной практики в С-Петербурге (конец XIX- начало XX в.) /Учебное пособие - СПб.,2005
в) Интернет-ресурсы:
1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
Федеральные образовательные порталы и сайты:
a. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru
b. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru
c. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
d. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/
Российские образовательные порталы и сетевые сообщества:
1. Всероссийский Интернет-педсовет. http://pedsovet.org/
2. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru
3.Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
4.Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru
5. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/
6. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru .
8. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php
9. Базы данных в текущей подписке Герценовского университета.