Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

История образования и педагогической мысли

Факультет иностранных языков

Декабрь

  1. История образования и педагогической мысли как историческая дисциплина. Принцип историзма.
  2. Основные этапы возникновения и развития педагогической мысли. Сравнение исторического, формационного и цивилизационного подходов при изучении педагогических явлений
  3. Акмеологический и онтопсихологический подходы в истории педагогики
  4. Антропологический подход к сущности образования
  5. Культурологический подход к воспитанию
  6. Позитивистское понимание роли образования как прикладного знания
  7. Аксиологический подход к сущности воспитания человека
  8. Онтологический подход в истории педагогики
  9. Назовите ведущие подходы к рассмотрению сущности образования. Исторический ракурс.
  10. Назовите педагогические течения в истории педагогической мысли и образования. Динамику смены идей.
  11. Соотношение врожденных программ человека и общественной морали
  12. Воспитательные образцы античного мира
  13. Педагогический метод Сократа
  14. Педагогические воззрения Конфуция
  15. Культурно-педагогическое наследие христианства
  16. Влияние Византийского образования на древнерусскую культуру и образованность.
  17. Влияние идей Платона (Аристотеля, Квинтилиана, Цицерона, Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф.Гербарта, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и других выдающихся мыслителей) на последующее развитие теории и практики образования
  18. Я.А. Коменский – автор педагогической системы, основу которой составляет принцип природосообразности, основоположник традиционного обучения. Классно-урочная система обучения – основа педагогической системы Я.А. Коменского.
  19. Тенденция развития школьного образования и типы учебных заведений в Западной Европе в 15-17 веках Школа в XV - начале XVII в.
  20. Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци. И.Г. Песталоцци – основоположник развивающего обучения.
  21. Педагогическая система И.Ф. Гербарта, развитие теории урока.
  22. Принцип самодеятельности и культуросообразности в учении А. Дистервега.
  23. Элитарность образования и воспитания в эпоху Просвещения. Идеи Д. Локка. Основа элитарного образования – воспитание характера.
  24. Педагогические идеи и деятельность Роберта Оуэна.
  25. Проблемы современной школы (дошкольного, семейного воспитания) в контексте диалога с педагогическими идеями Конфуция (Я.А.Коменского, Дж.Дьюи, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Н. Вентцеля, А.С.Макаренко и др.)
  26. Роль образования в истории общества
  27. История возникновения и развития педагогической профессии
  28. Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике.
  29. «Теория естественного и свободного воспитания» в трудах Ж.Ж. Руссо.
  30. Педагогика И. Канта
  31. Свободное воспитание в понимании Л.Н. Толстого. Яснополянская школа. Цель, содержание, методы обучения, организация обучения.
  32. Педагогические идеи Януша Корчака.
  33. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили.
  34. Вальдорфская педагогика. Идея свободного развития Р. Штайнера. Современные «свободные» школы. Влияние идей Р. Штайнера на развитие гуманного отношения к «проблемному» ребенку.
  35. Прагматическая школа Д. Дьюи.
  36. П.Ф. Каптерев о тенденциях и основных направлениях развития русского образования.
  37. Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко.
  38. Характеристика системы образования в XX-XXI вв.(в любой стране – по выбору)
  39. Мораль и нравственность в воспитании подрастающих поколений. Генезис феноменов.
  40. Тенденции сохранения педагогических идей в развитии современной педагогической мысли и образования

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006.

2. Истории педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2009.

3. История педагогики (А.И. Пискунов, В.М. Кларин, А.Н. Джуринский): В 2-х ч. - М., 1998.

4. Джуринский А.Н. История Зарубежной педагогики. – М., 1998.

5. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс ”История образования и педагогической мысли”: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2002.

6. Латышина Д.И. История педагогики – М., 2002

7. Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.

8. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учеб. пособие. – М., 1999.

б) дополнительная литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVIII вв. - М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. (до реформ 60-х гг.) – М., 1987.

4. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХв. - М., 1990.

5. Антология педагогической мысли: В 3-х тт. Т. I: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. - М., 1988.

6. История образования./ И.А. Свиридова, В.В. Смирнова и др. – СПб.,1998.

7. История образования России. Древнерусская педагогика X-XVII в. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1997.

8. История образования России. Новая педагогика Петровского времени. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1999.

9. Пряникова Р.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995.

10. Федорова Н.М.История воспитательной практики в С-Петербурге (конец XIX- начало XX в.) /Учебное пособие - СПб.,2005

в) Интернет-ресурсы:

1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

Федеральные образовательные порталы и сайты:

a. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

b. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru

c. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

d. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

Российские образовательные порталы и сетевые сообщества:

1. Всероссийский Интернет-педсовет. http://pedsovet.org/

2. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru

3.Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

4.Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru

5. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/

6. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu

7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru .

8. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php

9. Базы данных в текущей подписке Герценовского университета.

Наши рекомендации