А через год у нас объявились последователи...
Глава 8
ДИДАКТИЧЕСКИЕ БАЙКИ
Попробуем вернуть здравый смысл школьной грамматике
АНТИНАУЧНОЕ ВСТУПЛЕНИЕ
О реанимации языкового чутья
П
Очему я считаю чуть ли не своим долгом рассказать об этих дидактических байках? Потому что они действительно, взаправду, неизменно срабатывают. Честное слово.
Это касается и работы с классом, и индивидуальных занятий, и репетиторства - байки работают стопроцентно. И неважно, из начальной ли школы ученики, или из средней, или это вообще абитуриенты. Важно, что все эти дети одинаково, пуще всех остальных предметов, боятся русского языка. И первым делом мне надо, что называется, снять с них страхи.
Теорема по русскому
С чего я начинаю? Говорю правду. Рефрен: "Ты все знаешь. Это физику с математикой ты можешь не знать. Хотя там есть несколько основных вещей, несколько постулатов, опираясь на которые - если посидеть и покумекать - можно просто с точки зрения здравого смысла вывести ту или иную теорему. Но там надо эти постулаты вначале выучить. А в русском языке ты их заведомо знаешь! Ты слышишь этот язык от рождения. Ты изъясняешься на нем, пользуешься им. Причем всю свою жизнь. Поэтому здесь ты тем более можешь любую теорему вывести. И тебе вовсе не требуется каких-то особенных знаний. Даже, казалось бы, совсем специфические слова (я имею в виду грамматические термины) - это все равно не латынь. Они же все прозрачные, "говорящие", как в классической пьесе: Правдин говорит правду, Миловидов - милый с виду. Все грамматические термины - это русские слова. Поэтому они все для тебя говорящие и все знаковые. И уже в самом названии несут содержание того или иного понятия. Другое дело - тебе голову заморочили. Или с перепугу ты что-то не то сказанул. Но если хорошенько подумать и разобраться, то ты всегда сможешь принять то или иное решение. И в восьмидесяти пяти процентах случаев оно будет правильным".
Искусственное дыхание
Как-то одна мама привела ко мне дочь-абитуриентку. В школе у Ани по русскому была хоть и нетвердая, но все же четверка. И вот мама, чуть не плача, рассказывает, что как только они наняли вузовского репетитора, Аня стала делать по двадцать ошибок на одно упражнение.
И что же выяснилось? Репетитор объясняет ей очередную орфограмму, а потом дает на эту орфограмму тренировочное упражнение. И девчонка, строча упражнение под диктовку и понимая, что это упражнение - на определенное правило, что здесь действует определенный алгоритм, настолько боится этот алгоритм как-то упустить из виду, отклониться на шаг в сторону, что начинает ляпать ошибки чуть ли не в каждом слове. Что получается? Человек пытается "помнить правило" и перестает доверять себе - своему слуху, своей руке.
Чтобы привести Аню в рабочее состояние, потребовался чуть ли не месяц занятий. Рефрен: "Ты не пугайся, потому что в нормальном, свободном письме ты никогда в жизни не сделаешь все эти ошибки. Да если мне дадут специальную подборку на какие-нибудь сложные прилагательные, я и сама пяток ошибок уж точно сделаю". И просила Аню продиктовать мне одно из ее "провальных" упражнений.
И когда Аня и вправду увидела, что я, со своим филологическим, да еще МГУ-шным, образованием, тоже могу засомневаться, ляпнуть ошибку и бежать проверять в словаре, то как-то совсем успокоилась. А потом, когда успокоилась, у нее возник и подлинный интерес к языку.
Что-то наподобие искусственного дыхания приходится делать: "Давай-давай, дыши, ты можешь, привыкай доверять самому себе, своему языковому нюху. Мне нечему тебя учить. Я только могу помочь тебе вспомнить то, что ты и так знаешь. Вот теперь давай рассуждать с точки зрения здравого смысла...", - пока человек не вдохнет полной грудью.
Без всякого пиетета
В русской грамматике - а вернее сказать, в школьной программе - есть несколько таких тем - фундаментальных, что ли, - которые очень часто становятся камнем преткновения для многих школьников. И если вовремя не помочь им в этих темах хорошенько разобраться, не распутать клубок досадных школярских недоразумений, то дальнейшее продвижение в тонкости грамматики бессмысленно. Это как, например, без соответствующей постановки голоса браться за арию Розины для колоратурного сопрано.
Проблемы будут плодиться, порождая еще большие. И вот что интересно: проблемы эти у большинства детей, как правило, одни и те же. Ну, например, редкий ребенок, окончив начальную школу, не путает понятия "часть речи" и "член предложения" (даже в средней школе такое встречается).
У меня есть несколько палочек-выручалочек, которые возвращают в глазах учеников здравый смысл некоторым основным школьным грамматическим понятиям. Это некие дидактические байки, рассказки, наподобие тех, что сочиняет Татьяна Рик. В свое время мне в руки попали ее книжки (например, "Здравствуй, дядюшка Глагол"), и я была совершенно ими очарована. И очень широко использовала в работе со своими учениками.
Особенно запомнилась сказка про жителей городов Первоспряженск и Второспряженск, из которой наконец становится ясно, что это за глаголы-исключения такие - то есть за что, собственно, и откуда исключили бедняжек. На уроках чтения (это был четвертый класс) мы читали эту сказку на разные лады, а потом разыгрывали. На рисовании - рисовали. Ну, а на русском - проверяли, как работает интуиция.
И вот этот принцип рассказывания баек по поводу тех или иных грамматических или языковых явлений очень мне понравился. И я стала сочинять свои. Они, конечно, никакие не литературные. Читать их, в отличие от сказок Татьяны Рик, не очень-то интересно. Но ведь байки - на то и байки, чтобы их не читать, а по ходу дела и как бы между прочим сочинять и друг другу рассказывать - баять.
А еще, я надеюсь, несколько моих простеньких грамматических рассказок придадут читателям смелости (а то и наглости), чтобы почувствовать себя с грамматикой на короткой ноге. Без всякого пиетета к науке. А просто человеком, говорящим на русском языке. И в этом смысле находящимся практически в равных с учениками условиях.
ЗЕМЛЯНАЯ ИСТОРИЯ