Формирование УУД в контексте учебной деятельности.
При определении методологической основы формирования УУД младших школьников наиболее ценными являются положения теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и его последователями. В ее основу было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической школе (А. Валлок, Ж. Пиаже). Основное содержание теории составляет анализ процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.
Процесс формирования универсальных учебных действий подобен процессу формирования умственных действий и состоит в следующем:
1. Ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образец), которым оно в конечном итоге должно соответствовать. Это ознакомление – ориентировочная основа будущего действия. ООД - это система ориентиров и указаний, сведений обо всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).
2. Выполнение действия во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. В таком виде совершается и ориентировочная, и исполнительная, и контрольная части действия. Этот этап дает возможность обучаемым усвоить содержание действия, а обучающему осуществлять объективный контроль за выполнением каждой входящей в действие операции.
3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы и их заменители. Перенесение действия в план громкой речи.
4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание действия целиком про себя.
5. Выполнение действия в плане внутренней речи с соответствующими его преобразованиями и сокращениями с переходом действия, его процесса и деталей выполнения из сферы сознательного контроля на уровень интеллектуальных умений и навыков (интериоризация). На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Теперь это уже акт мысли, где процесс скрыт, а сознанию открывается лишь продукт этого процесса.
Эти этапы должны учитываться учителем в процессе формирования всех без исключения универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета или вида деятельности.
Следует подчеркнуть, что использование теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным, позволяет качественно обучать детей с различными каналами восприятия. По правилам этой теории любое умственное действие, которое предстоит освоить ребенку, сначала необходимо развернуто, с пояснениями особо значимых моментов продемонстрировать, т.е. рассказать и показать. В таком виде информация становится доступной для аудиалов и визуалов. На втором этапе, когда обучающиеся должны выполнить соответствующие действия с предметами в материальном плане, к работе подключаютсякинестетики. Громкое проговаривание алгоритма будущего умственного действия способствует осознанию, а значит, овладению действием. Построение полной системы ориентиров не только сводит к минимуму количество ошибок, но и обеспечивает возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования.
При организации контрольной части действия необходимо знать, какой тип контроля должен быть обеспечен - пооперационный или по конечному продукту, как часто должен осуществляться контроль - при выполнении каждого задания или же лишь некоторых из них. Наконец, внешний контроль может производиться самим учеником или другим человеком.
Методами мониторинговых исследований являются:
· анкетирование;
· сбор информации;
· собеседование;
· педагогическое наблюдение;
· педагогический анализ;
· психологическая диагностика.
Средства мониторинга:
· анкеты для родителей и педагогов;
· карты наблюдений уроков и внеурочной деятельности;
· входящие, промежуточные и итоговые контрольные срезы;
· административные контрольные работы и тесты;
· компетентностные задания;
· социально-диагностические ситуации, в т.ч. психологические игры
· оценочные карты;
· портфолио ученика.
тесты на определение уровня тревожности и мотивации.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».
В Стандарте принципиально новым являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к личностными метапредметным,включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.
Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова относительно развития УУД, можно утверждать, что у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять как аксиому то, что цель обучения - развитие личности ребенка.Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группуличностных УУД.
Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, то он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает регулятивные УУД. Заметим еще раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. Выполнять же действия по образцу можно без большей части перечисленных операций.
Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.
Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем. Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и коммуникативные УУД.