Пример. Ученики все как один прикладывают к одному карандашу другой и выясняют, какой длиннее и на сколько. Это чистой воды формирование.
А вот учитель говорит: «Детки, посмотрите на диван. А теперь на подоконник. Как вы думаете: что длиннее?» Дети с недоумением переводят взгляд с одного предмета на другой и обратно: действительно, не придвигать же диван к подоконнику?.. Учитель (хитро): «А у меня веревочка есть!» Тут (по сценарию!) одного из детей осеняет, его догадку подхватывает другой. Они хватают веревочку и бегут к дивану.
И это развивающее обучение?! А как же остальные двадцать пять человек?! Ведь они только делают вид, что что-то поняли! На самом же деле тем, остальным, сейчас будет скормлен все тот же пресловутый алгоритм, а затем чин-чинарем сформировано действие по нему»...
Так как же все-таки и тем остальным двадцати пяти дать реальную возможность думать, предполагать, высказывать свои предположения, быть услышанными, ошибаться, действовать, узнавать, быть узнанными, удивляться, рисковать, проверять, снова предполагать?.. Одним словом, по-ни-мать. Другим словом - ЖИТЬ.
Когда из старших классов я пришла работать в начальную школу, - рассказывает Лида, - я просто не знала, что с ними, с этими малышами, делать - как им жизнь-то на уроке устроить? Материал (В.Н.Протопопова и Е.Е.Шулешко) роскошный, а как его давать, чтобы дети в самом деле говорили (а не только отвечали урок), слушали (не только меня, а и друг дружку) и не боялись действовать на свой страх и риск?..
Как без рук была. Вот и пошла к Александре Петровне Ершовой и Вячеславу Михайловичу Букатову в театральную студию при Дворце пионеров, и села, 35 лет от роду, в один круг со школьниками, среди которых, кстати, был девятиклассник Игорь Угольников («Оба-на»). И вот тогда я стала потихоньку обзаводиться необходимым инструментом в виде всей этой театралки - театральных методов обучения. И теперь у меня было не только ЧТО, но и КАК»...
Сколько прекрасных идей высказывается в педагогике! Сколько благородных целей! прогрессивных методов! инновационных программ! И ни в одном учебнике по педагогике не говорится, КАК это все осуществить, не насильничая.
Вот про то, КАК - режиссура урока. Только это не методика. Потому что любой методикой, любым материалом, учебником, содержанием образования - даже самым прогрессивным, гуманистическим, инновационным, изобретательным, остроумным, продвинутым, гениальным и как угодно развивающим - можно живое умертвить, жизнь на уроке убить.
Режиссура урока - это как бы такой особенный педагогический стиль. Стиль, который провоцирует учителя на придумывание чего-то своего. Чего-то, что давало бы ученикам возможность не отсиживать урок, а проявлять себя - как люди, партнеры, команда. И в этом взаимодействии - через других - выходить на свое собственное личное понимание и учебного материала, и людей вокруг, и себя самих.
И тут учителю прежде всего надо подумать, как спуститься с командных высот...
В
Озвращаясь от Лиды, мы вспоминали, как у нас с первым нашим с Сережей Плахотниковым классом долго не получалось толком построить работу по группам. А уж при чем здесь театральные методы, мы вообще не понимали. И не вникали, честно говоря. Сил не было - такая ежедневная гонка вооружений. Ведь всегда есть пять симпатичных лоботрясов, которые срывают уроки и не знаешь, что с ними делать. Не орать же! Орать ой как не хочется.
Вращать глазами, наказывать, стращать? Я в принципе это могу. И иногда это даже нужно. Я, в конце концов, тоже человек. Меня тоже могут довести до того, что я возьму за шкирку и тряхану. Помнится, однажды я даже ухо выкручивала. Но все это - явные свидетельства НЕпрофессионализма. И в этом ничего стыдного-то нету. Ну не профессионал, да. Но вот строить свой каждодневный стиль на окрике да на стращании родителями, вводить по пустякам тяжелую артиллерию - это стыдно. В конце концов, передо мной все же дети. И неужели я как-то их не переиграю? Да переиграю!..
И какой же это был кайф - когда у нас с Сережей наконец-то получилось закрутить на уроке действие по группам! Причем взаправдашнее, а не такое, как бывало раньше: хотите, чтоб мы по группам - ну ладно, соберемся мы вам по группам; чтоб мы вот этим занялись - займемся, куда ж деваться; чтоб мы в игру сыграли - ладно, сыграем... Это теперь мне очевидно (из книг и общения с Ершовой - Букатовым), что если дети своего учителя любят, то они, конечно, играют с ним... но в поддавки! (А учитель и рад обманываться.)
Ну а если игра не подлинная, а сознательно или не совсем используется учителем в его корыстных дидактических целях, - значит, все в ней будет шито белыми нитками. А значит, и галерка на уроке будет иметь место, и подпольная жизнь своим чередом цвесть. Тихо это все будет или громко - зависит от сложившихся у класса взаимоотношений с учителем. Но так или иначе, в той или иной степени - а будет.
А вот когда ты на уроке сумел закрутить настоящее дело (то есть у учеников действительно появляется и до него, и друг до друга - дело), то, поверьте, рано или поздно в него включатся все ученики: и «самые отпетые» - кто никогда ни в чем «полезном» не принимал участия, а только и делал что балдел; и «одиночки» - кто, как правило, и гуляет, и работает сам по себе...
Нужно только проявить терпение, и рано или поздно наступает момент, когда те, кто обычно выходит в туалет и уже на урок не возвращается, вдруг начинают возвращаться. Потому что здесь, в классе, происходит нечто такое, от чего в стороне им как-то не хочется оставаться: ведь все там шепчутся у себя в группах и ржут - значит, происходит что-то. А что же это происходит, в стороне от чего не хочется оставаться? Жизнь! Жизнь там происходит...
И вот, когда у нас с Сережей получилось построить групповую работу, мы были даже ошарашены грандиозностью результатов. Представьте: стоим-стоим, а никто на нас внимания не обращает, все делом занимаются. Мы пошли в учительскую, чайку попили. Заходим минут через 5-10 - вроде бы мы здесь все еще не нужны: у них что-то там и без нас варится.
Казалось бы, такая малость - ученики взяли и собственными руками нарвали кучу всяких геометрических фигур, лично своими руками перемешали и, вытянув по одной, собрались в группы... А поди ж ты - и работа в группе складывается, и над членами предложения вместе покумекать почему-то надобность появилась...
Вот тогда мы и поняли, что работа по группам - это, конечно, палочка-выручалочка. Для тех, кто не обладает командирским голосом, железной выдержкой или гипнотическим даром. Или для таких, как мы с Сережей, авангардистов...
Помню, Вячеслав Михайлович Букатов очень ругался, когда узнал, что мы тогда чаек ходили пить. Оно и понятно: мы бросили класс, и групповая работа могла в любой момент развалиться. И это вместо того, чтобы держать руку на пульсе ситуации! проявлять всяческий интерес к работе команд! напоминать им про время! быть готовым прийти на помощь! Ведь это только неофитам кажется, что во время групповой работы у учителя освобождается время. Нет, конечно, оно освобождается - от борьбы за детское внимание и дисциплину. Но заполняется новыми заботами, которые невозможны, если учителю заниматься чтением лекции. Например, между делом наблюдать за происходящим в классе. И делать открытия, без которых путь к педагогическом, мастерству невозможен...
Это чудо, что та наша самая первая, групповая работа не развалилась, хотя мы и пренебрегли многими принципиальными мелочами. И это тоже понятно: тогда сработали новизна, необычность. А мы давай ее вовсю эксплуатировать! Но ведь детки нашу учительскую корысть за версту чуют...
.
..Я вспомнила, как мы тогда, у Лиды, слушали сто двадцать пятый ее рассказ про ужасы традиционной школы. (Учитель: «Дети, сколько на этой картинке слов на Н?.. Я насчитала десять». Вася из-под парты: «Нос!» Учитель: «Вася, вечно ты невпопад со своими дурацкими ответами. Садись!»)
И в сто двадцать пятый раз ужаснулись. Ведь это по сию пору происходит на огромном количестве уроков в огромной массе школ - та же казенщина, скука, глупость, гнусность, страх и ложь. И как с этим бороться?
НЕ бороться! - говорит Сережа. - Борясь с системой, мы тем самым ее укрепляем, добавляем ей крепости в фундамент. В борьбе она расцветает. Бороться с системой нельзя. Ее надо забыть. Как в каком-то фильме герой говорит ведьме: «Мы тебя одолеем. Знаешь как? А мы тебя забудем! Уже забыли!» - И они поворачиваются к ней спиной. И ведьма растворяется, исчезает, перестает быть...
Рассказывать о главном «на пальцах» и «в двух словах» - трудно. А еще труднее - отвечая самому себе на простые вопросы, формулировать какие-то основные, фундаментальные вещи, которые вроде бы подразумеваются, само собой разумеются, на которых стоишь. Но облекаются в слова они почему-то только сейчас, десять лет спустя...
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие
Глава первая. НЕОТЛОЖКА ДЛЯ «ГРАМОТЕЕВ»