Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа способствует формированию познавательных способностей учащихся, усиливает их направленность на непрерывное самообразование, добывание новой информации в течение всей жизни. Самостоятельная учебная работа - такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах - от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Функция самостоятельной работы (сюда относится работа учащихся с учебником, книгой, документом, компьютером) состоит в обучении школьников умению извлекать и отбирать факты, делать собственные обобщения, выводы, давать объяснения, использовать и излагать приобретенные значения. Методы самостоятельной работы с разнообразными источниками информации могут применяться I при изучении любого предмета как непосредственно на уроке, так и в домашних условиях или в досуговой деятельности школьников, в тесной взаимосвязи с другими методами. Преимущества этого метода:
- деятельность учеников позволяет им все время сознательно принимать участие в достижении цели урока, что положительно влияет на качество знаний и навыков;
- самостоятельная работа учащихся является для них часто очень интересной;
- благодаря самостоятельной работе учащихся в полной мере учитывается их стремление к действию;
- процесс обучения становится живым и увлекательным;
- учитель может индивидуально подойти к отдельным учащимся;
- может помочь ученикам овладеть умением подняться от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей;
- дает учителю возможность решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Школьники учатся самостоятельно черпать из книг новые знания, думать и действовать последовательно, тренируют свою память, развивают умение свободно говорить и письменно формулировать свои мысли, учатся вести точные наблюдения и умение работать руками, упражняются в овладении различными навыками и приобретают при этом прочный запас знаний иумений.
Самостоятельная работа как метод обучения с учетом соответствующих факторов, от которых зависит его применение, может с большим успехом использоваться во всех классах школы.
Рекомендации по организации самостоятельной работы:
- учитель должен заранее подготовить необходимые для самостоятельной работы материалы;
- сложность задания должна предполагать возможность выполнения его всеми учащимися;
- ученик должен быть заинтересован в выполнении самостоятельной работы, что поддерживается ясностью задачи и осознанием ее важности;
- целесообразно давать дифференцированные работы, исходя из успешности и подготовленности отдельных групп учащихся;
- работа должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.
Учитывая интересы отдельных учащихся, на некоторых уроках может применяться индивидуальная работа с ними.
Обучающий результат самостоятельной работы выражается в накоплении ребенком фактического материала и опыта его личностного осмысления, оценки. Развивающий эффект обеспечивается предельной активностью и напряжением психических сил, вовлеченных в работу по формированию умений и навыков самостоятельного труда.
Одновременно происходит воспитание таких качеств, как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность. Посильное включение детей в самостоятельную работу полезно в любом возрасте, особенно в подростковом и юношеском. Б диагностическом аспекте самостоятельная работа особенно информативна, поскольку с наибольшей полнотой и ясностью выявляет истинную картину усвоения детьми знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.
Вторая группа - методы стимулирования и мотивации учения - группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых.
Методы стимулирования и мотивации учения можно разделить на две подгруппы: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры, театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха в учении) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности (разъяснение личной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. И. Кант писал, что «способности души настолько связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума. Необходимо сказать несколько слов об игре в процессе обучения. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях разнообразные эмоционально-психические переживания и возбуждение, углубляющие познание; активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимающие напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.
С помощью игры в процессе обучения можно моделировать жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей. явлений; хозяйственные отношения на уроках математики; драматизированные отношения на уроках литературы и истории; пресс-конференции при изучении современных проблем политики, обществознания. Элементы игры могут быть введены в любой метод и в любую форму обучения как часть в целое. Игра может выступать и как основная форма организации учебного процесса.
Обучающее значение игры состоит в том, чтобы облегчить усвоение детьми сложного материала с помощью яркой, эмоционально насыщенной, увлекательной формы его воспроизведения. Развивающий эффект достигается за счет импровизации, естественного включения свободных творческих сил школьников в процесс воспроизведения — усвоения учебного материала. В воспитательном отношении игра помогает учащимся преодолевать внутреннюю неуверенность, способствует самоутверждению, наиболее полному и раскрепощенному проявлению своих сил и возможностей, формирует положительную мотивацию учения.
Диагностический смысл игры в том, что она позволяет учителю увидеть ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении, получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и одновременно степени его активности, готовности к деловому взаимодействию, самочувствии в коллективе.
Этот метод можно применить в любых возрастных группах обучаемых от дошкольников до взрослой аудитории, чему в большой степени способствует успешное проникновение в учебный процесс деловых, ролевых и ситуативных игр.
Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся и направлено на: развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности при достижении намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т. д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Изложение материала в этом учебнике построено таким образом, что практически все аспекты данного вопроса или уже раскрыты, или будут раскрыты ниже в параграфах о технологии активного обучения и методах воспитательной работы, поэтому более подробно рассматривать эту группу методов нет смысла. Целостно характеристику данной группы можно прочитать в учебном пособии «Педагогика» под редакцией Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина (1988).