Совет Верховный, избранный народом?!

Юрий Берсенев исповедовал в поэзии Пушкинское кредо: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Невозможно быть русским поэтическим гением, не любя России, желая ей зла. Провозглашенный властью и ее либеральным бомондом гением русской поэзии, Иосиф Бродский вызывал у Юрия Берсенева чувство отвращения из-за его, И. Бродского, генетического космополитизма, абсолютного безразличия к судьбе России. Юрий Берсенев обнажил подноготную любви Запада к Бродскому, его произведения в лауреаты Нобелевской премии:

«Гулаграфический гигант»,

опознанная личность,

ты вознесён не за талант,

а за свою АНТИчность…

АНТИживёшь, АНТИлюбя,

антисоветский АНТИк,

Позволь, подёргаю тебя

За нобелевский бантик!

Берсенев обладал редкой способностью высветить суть рассматриваемого явления одной памфлетной строкой. Он, конечно же, знал и понимал, что Бродский – не бесталанный поэт, но никак не русский, не великий, не гений, даже похоронить себя он завещал в нерусской земле (а ведь писал: «На Васильевский остров я приду умирать…»). По этому поводу Ю. Берсенев заметил воздыхателям по Бродскому: «А вы, безликие, как пятна, умерьте свой холуйский пыл! Ведь даже лошади понятно, что он Россию не любил». За нелюбовь и ненависть к России выносит поэт свой нравственный приговор Иосифу Бродскому: «За то, что нюхаешь цветы и пьешь за морем кофе, а здесь из-за таких, как ты, Россия на Голгофе». Эти слова не случайны. Они сказаны не в эмоциональном порыве негодования. Иосиф Бродский для Юрия Берсенева – отвратительное явление диссидентства, этой гремучей смеси патологического антисоветизма и рабской преданности свободе западного буржуазного индивидуализма (антисоветизм как русофобия и свобода как свобода обладания собственностью). К диссидентам, выродившимся в предателей, к диссидентствующей интеллигенции, проложившей дорогу Ельцину, Гайдару, Чубайсу, обращены слова поэта. В них главная мысль – неотвратимость возмездия за предательство: «След ваш вскоре будет заметелен… Люди проклянут, как сатану, выползков из вахт и из котелен, предавших Великую страну».

Но более других духовных выродков досталось от Юрия Берсенева отцу «демократии» и эпохи вырождения – Ельцину. Поэт выставляет напоказ дремучее невежество «гаранта», его злобное властолюбие и как бы говорит интеллигентам, поющим долгое время осанну Ельцину: «Это вы вознесли невежду до высочайшей власти. Это вы. клеймящие позором партийно-советскую номенклатуру, пошли на сделку с ней: признали ее классического представителя своим вождем». «Антибориски» - так назвал Юрий Берсенев обширный цикл стихов о Ельцине. Каждый из них – эпиграмма-памфлет: «Ему нужна культура спьяну, как Стеньке Разину княжна… Ему ни «Ясная Поляна», ни «Третьяковка» не нужна».

Теперь, когда читатель получил, надеюсь, представление о поэзии Юрия Берсенева, скажем о том, кем он был в советское время. Он был человеком Театра, прежде всего. С отличием окончил Московское театральное училище (ВУЗ) им. Б.В. Щукина при Академическом театре им. Евг. Вахтангова. Учился вместе с Татьяной Самойловой, Людмилой Чурсиной, Екатериной Райкиной, Людмилой Максаковой, Василием Лановым, Василием Ливановым, Юрием Назаровым. Его педагогами были ученики самого Евгения Вахтангова…Его ждало блестящее будущее. По окончании Училища он был приглашен в труппы ведущих московских театров. Георгий Товстоногов пригласил его в свою знаменитую труппу. Но случилась драма – у Берсенева пропал голос. Врачи вернули ему голос, но уже не тот, что был… Тогда он делает выбор, о котором никогда не пожалел: становится главным режиссером Народного театра драмы Дворца культуры Волховского алюминиевого завода (г. Волхов, Ленинградская область). Двадцать лет (1961 – 1981г.г.) он руководил этим театром, снискав славу высокого профессионала среди театральной общественности Ленинграда. Он воспитывал актеров Народного театра (заводчан, учителей, врачей, учащихся ПТУ и школ) в традициях русской советской драмы. Учился у них жизни, познавал ее открытой душой. Юрий Берсенев творил и был счастлив. Имел признание своего таланта: награжден «золотыми медалями» Министерства культуры СССР и Министерства культуры РСФСР, а в 1978 году (ему было 43 года– расцвет мастерства!) удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Пять лет (1981 – 1985 г.г.) Берсенев с успехом исполнял роль главного театрального режиссера Ленинградской области. В 1985году создаёт в Ленинграде на Васильевском острове во Дворце культуры завода им. М.И. Калинина театр-студию «Авансцена». Берсенев полон творческих замыслов, ему есть что сказать театральному зрителю – он любит и знает жизнь… Но грянул рыночный 1991 год. От него требуют постановок развлекательных шоу с «голыми девочками». Берсенев отвечает отказом и… становится безработным. Ему не было ещё шестидесяти, когда он оказался невостребованным. Что было далее, уже сказано: болезни, инвалидность, нищета и борьба против рыночной мерзости силой поэтического слова. Он писал ежедневно, даже когда не мог выходить из дому. Писал перед уходом из жизни:

Я приболел… И снова – на диете…

Приблизилась последняя строка…

Мои стихи – мои больные дети,

Прощайте… И простите старика…

Прощайте! Что-то к горлу подкатило…

Видать, опять предательский комок…

Я сделал всё, на что хватило силы…

Я помогал России так, как мог…

«Я помогал России так, как мог» – он имел право так сказать. Глубоко больной человек – Юрий Берсенев не остался наедине со своей болезнью. Он был в неразрывной духовной связи со своей страной, своим народом. В бытовом отношении он жил бедно, в духовном – богато. Он стал поэтом по велению судьбы, которую сам выбрал. Вся его жизнь до того, как он стал писать стихи сопротивления чуждой ему власти, была приготовлением к судьбе честного и мужественного поэта.

Мы имеем возможность войти в мир поэзии Юрия Берсенева, плениться чистотой и свежестью его русской речи благодаря его жене Алле Семёновне Берсеневой. Благодаря ее любящему сердцу. Любящему мужа так, как только можно любить. Её усилиями увидели свет сборники стихотворений поэта: «Напоминание» (2005г., второе дополненное издание – 2006г.), «Очнись, Россия!.. На злобу дня эпохи девяностых» (2007г.), «…Моя пожизненная боль…» (2009г.). Они изданы в Санкт-Петербурге и, с выходом первого сборника избранных стихов «Напоминание», имя Берсенева буквально ворвалось в поэтический мир столицы культуры России – Санкт-Петербурга. Его стихи, пронизанные болью и горечью, дошли до сердец людей, близких по духу, по мироощущению самому поэту. С выходом стихов Юрия Берсенева в Интернет круг почитателей его таланта расширился.

Читайте его стихи, В них вы ощутите силу жизнелюбия, силу добра и борьбы со злом до последнего вздоха, что всегда отличало истинных поэтов России.

Юрий Белов, историк,

публицист.

2010г. С-Петербург.

Наши рекомендации