Физически-телесное развитие
Основами воспитания ребенка в детском возрасте является знание законов развития всего человека. Из этого знания следует, что до выпадения зубов можно говорить в основном о телесно-физическом развитии. Мы различаем здесь три последовательных эпохи: от рождения до 2,5 лет. Следующая - от 2,5 до 5 лет и, затем, от 5 до 7 лет.
Первый этап (с рождения до 2-3 лет).
В это время развивается нервно-чувственная система. Говоря о системе чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, ощущение, мы должны понимать, что малыш - единый орган чувств, без явной дифференциации от функций органов. Любой яркий цвет, резкий звук, сильную эмоцию он воспринимает всем своим существом, и это для него как микроконтузии. Последствия - непоправимы. В дальнейшем мы будем иметь предрасположенность именно к заболеваниям органов этой сферы. То же касается развития и нервной системы. Происходящее в это время в ребенке недоступно для посторонней воли. Ведь именно в эти годы ребенок встает, начинает ходить, говорить. У него и развивается таким образом душевное качество, которое мы называем ВОЛЕЙ. Поэтому так важно не навязывать волю взрослого!
Второй этап (с 2-3-х лет до 5).
Происходит развитие ритмической системы организма, то есть систем дыхания и кровообращения. Это является как особая подготовка живой детской памяти, которая проявляется в развитии детской фантазии (игры, игрушки). Ребенок опять-таки, по возможности, не должен чему-то принуждаться. Принуждая, заставляя его участвовать в чём-то, мы вносим в формирование органов свою волю и этим закладываем предрасположенность к заболеваниям в органах дыхания и кровообращения. В этом возрасте не стоит проделывать с ребенком ничего, напоминающего упражнения памяти! Напротив, активное действие, движение, не сдерживаемое условностями и стесняющей движения одеждой.
А так же - сбалансированное питание. Такое отношение убережет развивающийся организм от дисгармонии в развитии и не принесет хронических заболеваний легких и вегето-сосудистой системы к 30-35 годам.
Третий этап (приблизительно с 5 до 7 лет).
Здесь ведущую роль играет развитие системы обмена веществ и двигательного аппарата. Учитывая, что это весь желудочно-кишечный тракт, а так же иммунная и гормональная системы и системы выделения и размножения, ясно, что неправильное воспитание приведет к предрасположенности болезней этих органов и систем.
Если мы проявляем давление на ребенка, безудержно ограничиваем его, заставляем учиться чему-то, вводим свою волю, то последствия катастрофичны: частые болезни, ослабление жизненных сил, душевные надрывы.
То, что необходимо детям - это неограниченный двигательный режим, питание из высококачественных продуктов, и, кроме этого, радостная атмосфера, следующая из морального и грамотного отношения среди окружающих взрослых. В этом возрасте мы вносим элементы долженствования, обязанности и обязательства, учитывая его опыт подражания и любознательность.
Следует подчеркнуть, что до прорезывания зубов, воля становится как ведущее физически-телесное качество и, затем, душевное. После этого мы или имеем волю, или она отсутствует!
Образный мир сказок
Способность воображения должна быть положена в основу всего обучения, всего воспитания. Важно знать, что до возраста 9-10 лет ребенок не отделяет себя как “Я” от окружающего мира. Он говорит о себе “я” как бы следуя инстинкту. Но в действительности он чувствует себя как бы находящимся внутри мира. Он чувствует себя сросшимся с миром. Ребенок не проводит различия между живым и неживым миром, все представляется ему единым. И себя он от единого не отделяет.
О растениях, о животных и о камнях в окружающем мире нужно рассказывать так, будто предметы беседуют друг с другом, обращаются подобно людям, друг друга любят и ненавидят. Действительно, все представлять так, будто речь идет о человеке. И не как-нибудь остроумно одушевлять, но так, чтобы это было понятно ребенку, который еще не научился проводить различия между живым и безжизненным. У ребенка еще нет никаких оснований считать, что у камня нет души, а у собаки - есть, движению он не приписывает одушевленности. Все одушевленное, живое нужно представлять так, будто происходит общение между людьми, будто люди беседуют, чувствуют друг к другу симпатию и антипатию. Поэтому ребенку в этом возрасте все должно преподаваться в виде сказок, в виде историй с одушевленными участниками. Это создает наилучший душевный климат для живущей в виде воображения души ребенка.
Воспитатель же должен обладать художественным вкусом, артистическим темпераментом, ибо на ребенка оказывает влияние душевное состояние педагога.
Мы снова учимся верить в мифы, в легенды, в сказки, ИБО В ВООБРАЖЕНИИ ОНИ ВЫРАЖАЮТ ВЫСШУЮ ПРАВДУ. Мы учимся понимать духовный смысл мифов, легенд и сказок. И, как следствие, наши пропитанные верой слова достигают глубин детской души. Воспитателя и ребенка тогда связывает правда, а ведь слишком часто ее место бывает занято неправдой. Неправда устанавливается, когда учитель считает, что он должен что-то рассказывать ребенку только потому, что ребенок глупый, а он, учитель - умный. Дети ощущают такие вещи - они способны тончайшим образом чувствовать, чем именно руководствуется учитель: рассудком или воображением. На душу ребенка рассудок действует иссушающе, а воображение - живительно.
Для ребенка вы должны быть авторитетом добра, истины и красоты. Преданным истине, добру и красоте ребенок должен быть потому, что он предан вам. У них должно быть чувство, что правильно то, что вы считаете правильным. Что красивым является то, что вы сочли красивым. Что хорошо то, что нравится вам.
2 часть: ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ
Мы живем в такое время, когда важнейшие факторы развития совершенно не зависят друг от друга. Мы живем в эпоху, когда человек пытается найти связь между корнями своего бытия и корнями мира. Изнутри самих себя мы пытаемся извлечь импульсы, которые помогли бы нам быть нравственными существами в нашей цивилизации.
Современная наука, раскрывающая нам определенные явления природы, удаляет нас от человека. Нетрудно видеть, что в результате страдает та область нашей культуры, к которой принадлежат образование и воспитание. Педагог только тогда способен воспитывать и преподавать, когда он понимает то, что он должен преобразовывать и формировать. Воспитание и преподавание всегда должны основываться на действительном познании существа человека, где мы должны учитывать, что человек состоит из тела, души и духа. Кроме этого необходимо стремиться постичь все, что происходит между людьми.