Воспитательная работа куратора-эдвайзера в вузе.
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, в котором корректируются наследственные задатки и изменения микросреды.
Воспитательная работа - это целенаправленная совместная деятельность преподавателя (куратора-эдвайзера) и студентов, организованная преподавателем (куратором-эдвайзером) с воспитательной целью.
С началом введения кредитной системы обучения в высшей школе введена должность эдвайзера, а с 2010-2011 учебного года куратора-эдвайзера.
Кураторы-эдвайзерыдолжны представлять не только академические интересы обучающихся иучаствовать в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса (и предоставлятьих студенту на электронном носителе), но и содействовать ему в составлении икорректировке индивидуального учебного плана; контролировать своевременную подготовку и наличие методических материалов и выполнение правил проведения рубежного и итогового контроля по всем дисциплинам специальности, участвовать наряду с преподавателями в воспитании студента/магистранта, в формировании его личности. Кроме того, куратор-эдвайзерможет оказывать консультационную помощь в решении вопросов профессионального самоопределения, будущей карьеры, определении темы выпускной работы, определении базы профессиональной практики.
Задачи куратора-эдвайзера:
· оказание помощи обучающимся в определении индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы;
· выявление потребностей, интересов и наклонностей обучающихся при выборе траектории обучения по соответствующей специальности;
· проведение консультаций для обучающихся при выборе дисциплин;
· содействие обучающимся в составлении индивидуальных учебных планов, в случае необходимости - их корректировка;
· содействие воспитанию и формированию личности студента по направлениям воспитательной деятельности высшей школы и исходя из индивидуального и группового уровня воспитанности студентов;
· участие вработе экспертных комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов;
Магистранты, проходящие практику должны познакомиться с планами куратора-эдвайзера студенческой группы, составить собственный план организации и проведения воспитательных внеаудиторных мероприятий на период прохождения практики. Планирование в огромной мере предопределяет результаты и эффективность воспитательной работы. Поэтому планировать воспитательную работу необходимо с самых первых дней практики. План в воспитательной работе выполняет ряд функций:
- направляющую, определяющую - выбор направлений и видов деятельности;
- прогнозирующую - отражает замысел, представляет ожидаемые результаты;
- координирующую - отражает последовательность действий и взаимодействие субъектов деятельности;
- контрольную - позволяет отследить ход воспитательной работы;
- репродуктивную - сохраняет опыт для последующего использования.
План зачетного внеаудиторного мероприятия с протоколом обсуждения комиссией является обязательной частью отчетной документации практиканта-магистранта.
В плане воспитательного мероприятия нужно отразить тему, цель, форму и такие моменты, как:
1. Организационный момент (…мин)
2. Вводная часть (…мин)
3. Основная часть (…мин)
4. Заключительная часть (…мин)
Разработка воспитательного мероприятия, чаще всего, проходит через следующие этапы:
1. в соответствии с планом определяется тема и цели воспитательного мероприятия;
2. подбирается инициативная группа из студентов, желающих включиться в проведение данного мероприятия;
3. осуществляется совместное планирование воспитательного мероприятия - пишется сценарий;
4. распределяются обязанности по подготовке мероприятия между членами инициативной группы;
5. ведется подготовка мероприятия;
6. куратор-эдвайзер помогает студентам подготовить все необходимое и проверяет готовность действующих лиц разработанного сценария;
7. проводятся репетиции;
8. проводится воспитательное мероприятие;
9. анализируется проведенное мероприятие с участием всех студентов;
10. определяются дальнейшие планы воспитательной работы.
См. схему воспитательной деятельности куратора-эдвайзера в вузе