Имитационная модель – прототип модели, она задаёт предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.
Комплект ролей и функций игроков должен отражать профессиональные и социально-личностные отношения. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли. Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачнее будет комплект ролей.
Правила игры отражают характеристики процессов, существующих в прототипах моделей моделируемой реальности.
Эвристические методы обучения.Эвристика (от греч. «обнаруживаю, отыскиваю, открываю») – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации, т.е. организацию продуктивных процессов мышления.
Учебная эвристическая деятельность представляет собой деятельность, в ходе которой целенаправленно развиваются способности:
§ понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности, творчески копировать их и обучаться на своём опыте;
§ систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы и оперировать ею в эвристическом поиске при выполнении конкретных действий;
§ адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности и предвидеть её результаты;
§ планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;
§ формировать и принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических операций и стратегий.
Эвристическая деятельность осуществляется на основе эвристических правил, эвристических операций и стратегий, основанных на правдоподобных рассуждениях.
Эвристические правила представляют собой своего рода рекомендации к выбору возможного действия в условиях альтернативного поиска.
Эвристические операции представляют собой мыслительные операции, результатом которых станут эвристические знания (аналогия, обобщения, синтез, анализ и др.). Вся эвристическая деятельность по нахождению решения заключается эвристической стратегией. Рассматриваемые элементы эвристической деятельности являются инструментом при решении учебно-познавательных задач. Для более сложных учебных задач разработаны системные методы поиска, решения задач и активной мыслительной деятельности.
Метод мозгового штурма относится к эффективным методам активизации коллективной творческой деятельности. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы.
Решением задачи в ходе применения данного метода управляет руководитель. Он обеспечивает выполнение всех правил «мозгового штурма», а именно:
§ условие задачи формируется перед «штурмом» в общих чертах;
§ группа «генераторов идей» за отведённое время (20-40 минут) выдвигает максимальное количество гипотез, выдвигаются любые гипотезы: фантастические, ошибочные, шутливые. Идеи должны следовать непрерывно.
§ группа «экспертов» выносит суждение о ценности выдвигаемых гипотез, оцениваются несерьёзные, нереальные гипотезы;
§ для активизации процесса генерирования идей в ходе «штурма» рекомендуется использовать некоторые приёмы: инверсия (сделать наоборот), аналогия (сделать так, как сделано в другом решении), эмпатия, фантазия;
§ гипотезы оцениваются по 10-балльной системе, и выводится средний балл.
Д) Памятка по подготовке и проведению семинарских и практических занятий в вузе
Для проведения семинарского занятия педагог должен учитывать следующие требования:
• выделение проблемных, ключевых вопросов для вынесения их на обсуждение в ходе семинарского занятия;
• системную организацию тематики семинарских занятий, определение их взаимосвязи и взаимодействия, места каждого из них в системе данного курса;
• определение круга научных работ, затрагивающих данную проблему; необходимость подготовки сообщений о различных точках зрения на проблему;
• опору на внутри- и межпредметную координацию в процессе усвоения материала;
• организацию дискуссии по вопросам, вынесенным на семинарское занятие:
. прояснение позиции основного докладчика и его оппонентов; • активизацию внимания аудитории путем расширенной постановки проблемы;
• введение в семинарское занятие элементов творчества и игры;
• тесную взаимосвязь обсуждения теоретических положений и элементов практического анализа представленных фактов;
• организацию повторения и обобщения по каждому вопросу семинарского занятия;
• подведение итогов в рамках темы семинарского занятия;
• предварительную информацию о связи данного семинарского занятия с последующими и о его месте в целостной системе данного курса;
• организацию подготовки сообщений, которые будут заслушаны на последующих занятиях.
Выполнение практических занятий является важным связующим звеном между теоретическим освоением данной науки и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности студентов, более активному овладению учебным материалом, служат важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.
Е) Рекомендации по проведению семинарских занятий:
- На семинарские занятия необходимо выносить узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки специалистов.
- Необходимо проводить разные виды семинара: традиционный семинар, семинар-дискуссию, семинар-исследование.
- На семинарах и практических занятиях рекомендуется осуществлять сотрудничество и взаимопомощь.
- Каждому студенту надо дать возможность равноправного и активного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценках правильности и обоснованности.
- Целесообразно использование на семинаре элементов «мозгового штурма» и деловой игры. Иногда можно назначать на роль ведущего семинара студентов.
После посещения семинарского или практического занятия необходимо проводить их анализ.
При проведении анализа следует затронуть следующие вопросы:
1. Формулирование вопросов, уточнение основных положений доклада студента.
2. Фиксирование противоречия в рассуждениях.
3. Инициативность студентов.
4. Умение создавать обстановку уверенности студентов.
5. Формирование мысли на профессиональном языке.
6. Владение устной речью.
7. Умение слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор.
Умение быть индивидуально и взаимоответственным, требовательным к себе, самоорганизованным, дисциплинированным
Е) Требования к проведению практических занятий:
- Практические занятия должны следовать за лекциями с необходимым интервалом, дающим возможность подготовиться к ним.
- Они должны предусматривать включение заданий, обеспечивающих связь теории с реальной практикой, показ значимости теории для решения профессионально важных задач.
- На практических занятиях обязательно включение заданий, носящих проблемный характер, требующих поиска не только способов решения, но и источника получения недостающей информации.
Продуктивность семинарских и лабораторно-практических занятий во многом зависит от творческой активности студентов и правильной организации их деятельности.
При подготовке к семинарским занятиям целесообразно соблюдать последовательность в работе:
1.Изучение рекомендуемой литературы.
2.Анализ собственного педагогического опыта, соответствующих психолого-педагогических наблюдений.
3.Сопоставление личного опыта с теоретическими сведениями, методическими рекомендациями, полученными в результате изучения указанной литературы.
4.Теоретические и практические выводы по каждому вопросу плана семинарского занятия, определение перспектив совершенствования свой педагогической деятельности.