Анализ ситуации вокруг проектного поля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт психологии и образования КФУ
Кафедра педагогики высшей школы
Учебный проект:
“Формирование сплоченности коллектива 6 «Б» класса посредством совместной деятельности”
Состав проектной группы:
Давлетбаева К.С.магистр 1 курса очной формы обучения направления подготовки
44.04.01 «Педагогическое образование»
профиля подготовки «географическое образование» группы 17.1-605, учитель биологии МБОУ «Школа № 54» Авиастроительного района г. Казани
Навродская Ю.Б.педагог – психолог МБОУ «Школа № 54» Авиастроительного района г. Казани, классный руководитель 6 «Б» класса
Период выполнения работы над проектом: с 01.09.2016 по 28.12.16.
Место и дата защиты проекта:
__________________________________
«Проект допущен к защите»
Руководитель практики от КФУ
к.и.н., доцент Е.Г. Кривоножкина
Казань - 2016
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть: 4
2.1 Актуальность, проблемное поле проекта 4
2.2 Анализ ситуации вокруг проектного поля 6
2.3 Цель проекта 9
2.4 Описание проектного решения 10
2.5 Оценка ресурсов 11
2.6 Описание результатов, возможных рисков и способов их снижения 11
3.Заключение 12
4.Список использованных нормативных документов
и источников информации 13
Приложение 15
Введение
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, особенно для детей младшего школьного возраста, чрезвычайно велик.
Современное общество ставит перед образованием цель гармоничного развития конкурентоспособной личности учащегося. Согласно этим требованиям обучение должно носить разнообразный по формам деятельности практико-ориентированный характер. Выполнить эту задачу, не учитывая развития коммуникативных и творческих навыков у детей, практически невозможно. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего.
Ученику жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель – ученик». Проблема современной школы в том, что вместе с прежними детскими организациями из нее ушла совместная творческая деятельность учащихся. Вся работа в современных условиях прежде всего направлена на индивидуальность ученика. Большую часть времени они проводят в школе, в коллективе, поэтому мы решили выяснить, как работа над проектом может сплотить коллектив.
Проект «Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную деятельность» является составной частью системы мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего развития учащихся Школы №54 Авиастроительного района г. Казани. Он предполагает, что целесообразное и систематическое планирование различных видов деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности в коллективе. При этом важно, чтобы детскими коллективами руководили не любители с целью «подработать», а профессионалы. Их задача – не развлечь ученика, а найти, от- крыть в нем талант, показать ему, на что он способен.
Проект предполагает разработать и реализовать на практике педагогические условия использования возможностей совместной деятельности как средства сплочения коллектива.
Основная часть
Актуальность проекта
Обоснование актуальности темы целесообразно начать с генезиса проблемы сплочения ученического коллектива.
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом…». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В. Луначарский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и общественной направленности, считал А. В. Луначарский.
Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.
С.Т. Шацкий на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. [12]
А.С. Макаренко доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива». [5]
Последовательное развитие идеи А.С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А. Сухомлинского. Рассматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса.
Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т. Е. как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллектива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социальной направленности личности и развитие творческой индивидуальности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллектива как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необходимо уделять специальное внимание.
Анализ ситуации вокруг проектного поля
В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т. Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.).
Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития.
Для общества детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Для выявления трудностей формирования сплоченности в коллективе 6 «Б» класса было проведено социометрическое исследование.
Анализ социометрического тестирования коллектива показал, что ученики наиболее дружны во время досуга, по социоматрице этого раздела выявлено наибольшее количество взаимно положительных выборов и наименьшее число взаимно отрицательных выборов, нет изолированных участников, но, в то же время, большое количество отвергнутых (7 человек), очаг формирования коллектива в плане праздников формируется от двух «звёзд» коллектива – Рашидова Амирхана и Шайхутдиновой Сюмбель, которые, в свою очередь обладают односторонним положительным выбором (Амирхан выбрал Сюмбель). Во всём коллективе по разделу «досуг» формируются 1 большая группа, состоящая из 8 членов, трое из которых имеют взаимные связи, образующие сплочённый треугольник, к ним взаимными связями присоединяются остальные 5 членов группы. Выделяется еще одна малая группа, состоящая из 5 членов, четверо из которых прочно соединены взаимными положительными связями. Наблюдается группа, состоящая из 3 членов, которые также соединены прочной взаимной связью. Взаимно отрицательных выборов мало. Здесь формируется только 1 крупная группа, состоящая из 7 членов, четверо из которых соединены взаимно отрицательными выборами.
По разделу «учёба» наблюдаются 9 взаимно положительных выборов, из которых формируется неустойчивая группа из 7 человек, взаимно отрицательные выборы (их 8)прочные группы также не образуют, что может говорить о том, что в учёбе учащиеся ориентированы на выполнение задания, по большей мере, самостоятельно. Имеется 1 изолированный член группы – Шакирова Кадрия, её можно охарактеризовать как частично - успевающую, самодостаточную, она редко обращается за помощью к кому-либо, даже если имеются проблемы с предметом. Очень много отвергаемых членов – 9, этих членов класса можно охарактеризовать как малоуспевающих в учёбе, поэтому, выбор класса вполне объясним по данному разделу. Курбанов Камиль, Гарифуллина Элина и Шарафиева Азалия – «звёзды», согласно результатам тестирования по разделу «учёба», являются успевающими учениками, они систематично готовятся к контрольным работам, ребята всегда просят совета у них. Они являются центрами образования малых групп и имеют взаимно положительные связи между собой (Курбанов Камиль – Шарафиева Азалия – Гарифуллина Элина). В их группу «успевающих» по взаимным положительным выборам включены также Зайнутдинова Ясмина (через взаимный положительный выбор с Курбановым Камилем), Галимова Айгуль (через Букрееву Юлию с Гарифуллиной Элиной) и Газизов Фираис (через Шарафиеву Азалию). Вышеперечисленные ребята относятся к группе отличников и ударников класса, то есть к успевающим.
В разделе «работа», стоит отметить, что взаимные положительные и взаимные отрицательные выборы ориентированы на схожесть интересов в других разделах. Прочная группа, состоящая из «звезды» шайхутдиновой Сюмбели со взаимными выборами с Мазитовой Дилярой и Гизатуллиной Энже, основана на связи по разделу «досуг» , непрочная группа, состоящая из «звезды» Шарафиевой Азалии со взаимными выборами с Гарифуллиной Элиной и Галимовой Айгуль основана на связи в разделе «учёба», так как все 3 девочки являются успевающими. Остальные мини-группы со взаимно положительными выборами построены на основе схожести интересов вне школы.
По разделу «хобби» имеется только 1 прочная группа, состоящая из трёх членов, находящихся во взаимной связи друг с другом, что неоднократно наблюдалось в предыдущих разделах. Остальные группы являются относительно прочными, так как их тоже связывают не только общее хобби, но и другие интересы. Центрами формирования этих групп можно назвать трёх «звёзд», две из которых находятся в одной группе (Букреева Юлия и Гарифуллина Элина). Взимно отрицательные выборы также образуют непрочные две группы, центрами их формирования можно назвать отвергаемых Кадырова Асадбека, Курбанова Камиля, и, Самигуллина Булата, который является отвергнутым или пренебрегаемым в каждой группе. При анализе его личности было отмечено, что он легкоранимый, интеллегентный молодой человек, с небольшим дефектом речи, но, успевающий по многим предметам. (см. приложение к психолого – педагогической характеристике 6 «Б» класса).
Анализ результатов тестирований и проведенных бесед показал необходимость проведения ряда мероприятий, направленных на сдружение ученического коллектива, устранения отвергнутых категорий учащихся. Кроме того необходимо принятие определенных мер при организации учебно –воспитательного процесса.
Цель и задачи проекта
Вышеуказанные особенности и обоснование актуальности темы проекта позволяют сформулировать цель проекта: выявить и обосновать потенциал совместной деятельности как средства сплочения коллектива.
Задачи:
a) Изучение теорий и ранее проведенных исследований;
b) Обнаружение внутригрупповых образований во главе с неформальными лидерами;
c) Разработка тренинговых занятий и их проведение для повышения уровня сплоченности.[2]
Гипотеза: низкий уровень сплоченности учеников 6х классов обусловлен большим количеством внутригрупповых образований.
После проведения тренинговых занятий количество внутригрупповых образований должно уменьшиться.
Методы и методики:
1) Социометрия;
2) Методы опроса
3) Анализ документов
4) Метод тестирования
Организация исследования: исследование проводит магистр 1 курса очной формы обучения направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» профиля подготовки «географическое образование» группы 17.1-605 Давлетбаева К.С. в рамках производственной психолого – педагогической практики. Время, планируемое затратить на выполнение исследования: 1 сентября 2016 г. по 28 декабря 2016 года.