Координация речи с движением
Задача. Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.
Задания и упражнения
Подвижная игра.
Испугались зайца | Показать рукой на себя. |
Мы. | |
Ходили | Три шага. |
По грибы | Руками сделать гриб. |
Зайца испугались, | Руками изобразить уши зайца и на каждый слог наклоняться и подниматься. |
Убежали за дубы, | Ладони на уровне лица. |
Потеряли | Резко разжать кулаки и имитировать движение броска. |
Все | Помахать раскрытыми ладонями. |
Грибы | Руками изобразить гриб. |
А потом смеялись, | «Нарисовать» пальцами улыбку до ушей. |
Что зайца испугались | Руками изобразить уши зайца и шевелить «ушами» на каждый слог. |
Задача. Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.
Задания и упражнения
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.
Массаж с помощью четок: перебирать четки пальцами, сочетая со счетом.
Массаж с помощью шестигранного карандаша: «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола); «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям); «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).
Задача. Упражнять в соотнесении одноименных пальцев рук.
Задания и упражнения
Упражнение «Ладошка» (пальцы рук, а потом ладони «здороваются»).
Игра «Пианино» (логопед «играет» пальцем ребенка на пианино, отпускает палец, ребенок играет на пианино одноименным пальцем второй руки).
Задачи: развивать: 1) силу и точность движений пальцев;
2) автономность движения каждого пальца — загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.
Задания и упражнения
1. Игры со счетными палочками, выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.
2. Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять. | Загибают пальцы. |
Будем листья собирать. | Сжимают и разжимают кулачки. |
Листья березы, | Первое слово произносит ребенок, |
Листья рябины, | загибая пальцы, начиная с большого, |
Листья тополя, | остальной текст произносит логопед. |
Листья осины, | |
Листья дуба мы соберем, | |
Маме осенний букет отнесем. |
Упражнение «Кулачки». Выделенные слова произносит ребенок.
Кулачки мы вместе сложим, | Кулаки прижаты друг к другу. |
Нашим пальчикам поможем | |
Разогнуться и подняться. | Пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх. |
Упражнение «Пальчики здороваются».На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним, безымянным, мизинцем. Затем «здороваются» одноименные пальцы двух рук.
Мелкая моторика
Задача. Развивать синхронность движения пальцев, расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.
Задания и упражнения
Пальчиковая гимнастика «Ладушки».Выделенные слова произносит ребенок. Руки лежат на столе.
Ладушки, ладушки! | Попеременно показывать то ладонь, |
то ее тыльную сторону. | |
Пекла бабушка оладушки. | Ладонь одной руки накрывает ладонь другой руки. |
Маслом поливала, | |
Детушкам давала: | Руки поставить на локти, пальцы |
Даше — два, Паше —два, | обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец. |
Ване — два, Тане — два. | Показать большие пальцы. |
Хороши оладушки У нашей бабушки! |
IV этап. Предложения из нескольких слов
Цели:
ü сформировать умение грамматически правильно строить предложения из 3—5 слов;
ü сформировать простейшие навыки связной речи.
Понимание речи
Задачи:закреплять понимание: 1) некоторых грамматических форм;
2) пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами у, в, на, под, к; 3) единственного и множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения; 4) одного того же глагола в разных формах (начиная с двух).
Задания и упражнения
1. Повторение упражнений III этапа.
2. Упражнение «Покажи, где шар, а где шары».
3. Упражнение «Покажи, где дом, а где домик».
Глаз — глаза — глазищи — глазки.
4. Глаголы: лежи — лежит — лежу, сиди — сидит -сижу, пиши — пишет — пишу, несу — несет — несу, пей Пьет - пью, иди — идет — иду, спи — спит — сплю и др.
Общеречевые навыки
Задача. Продолжать работу над развитием речевого дыхания (его продолжительности и силы), учитывая этап коррекции звукопроизношения.
Задания и упражнения
Упражнения «Фокус»(с кусочком ваты на носу), «Сдуй снежинку», «Мыльные пузыри», «Вулкан» (стакан с водой + соломинка для коктейля), а также звуковая гимнастика.