Определение типичных трудностей в обучении

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
1. В письменных работах пропускает буквы. 1. Низкий уровень развития фонематического слуха. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Несформированность приемов самоконтроля. 4. Индивидуально – типологические особенности личности.
2. Неразвитость орфографической зоркости. 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). 3. Низкий уровень объема и распределения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Слабое развитие фонематического слуха.
3. Невнимателен и рассеян. 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Низкий уровень объема внимания. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Преобладающая мотивация учения – игровая.
4. Испытывает затруднения при пересказе. 1. Несформированность умения планировать свои действия. 2. Слабое развитие логического запоминания. 3. Низкий уровень речевого развития. 4. Низкий уровень развития образного мышления. 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). 6. Заниженная самооценка.
5. Неусидчив. 1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Индивидуально – типологические особенности личности. 3. Низкий уровень развития волевой сферы.
6. Трудно понимает объяснение с первого раза. 1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Низкий уровень развития общего интеллекта.
7. Постоянная грязь в тетради. 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Недостаточный объем внимания. 4. Низкий уровень развития произвольности.
8. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы. 1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности.
9. Постоянно забывает дома учебные предметы. 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
10. Плохо списывает с доски. 1. Несформированность предпосылок учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень переключения внимания. 4. Недостаточный объем внимания. 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти.
11. Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо. 1. Низкая скорость протекания психических процессов. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Низкий уровень развития произвольности.
12. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого. 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности.
13. Постоянно переспрашивает учителя. 1. Низкий уровень объема внимания. 2. Слабая концентрация и устойчивость внимания. 3. Низкий уровень развития переключения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность умения принять учебную задачу.
14. Плохо ориентируется в тетради. 1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
15. Поднимает руку, а при ответе молчит. 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 2. Заниженная самооценка. 3. Низкий уровень развития произвольности.
16. Опаздывает на уроки. 1. Несформированность приемов самоконтроля. 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Возможные трудности в семье. 5. Причины вторичной выгоды.
17. Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест. 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 2. Преобладающая мотивация учения – игровая. 3. Индивидуально – типологические особенности личности. 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность приемов учебной деятельности.
18. Испытывает страх перед опросом учителя. 1. Заниженная самооценка. 2. Возможные трудности в семье. 3. Внутреннее стрессовое состояние. 4. Индивидуально – типологические особенности личности.
19. При проверке тетради после проведенного урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует. 1. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 2. Преобладающая мотивация учения – игровая. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Несформированность приемов учебной деятельности.
20. Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время. 1. Отсутствует учебная мотивация. 2. Несформированность отношения к себе как к школьнику. 3. Заниженная сомооценка. 4. Внутреннее стрессовое состояние. 5. Трудности в усвоении материала, связанные с ЗПР.
21. Комментирует оценки и поведение учителя своими замечаниями. 1. Возможные трудности в семье. 2. Перенесение функции матери на учителя. 3. Особенности развития «Я – концепции».
22. Долгое время не может найти свою парту. 1. Слабое развитие ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития образного мышления. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень сформированности произвольности. 5. Низкий уровень развития самоконтроля. 6. Низкий уровень развития долговременной памяти. 7. Адаптационный стресс (связанный с большим количеством ярких событий).

Наши рекомендации