Использование совр-ых образ-ых технологий на уроках мат-ки.
Совр-ый преподаватель должен владеть как минимум тремя языками:своим родным языком,иностранным языком и языком технологий.Технология-1.Упорядоченная система действий, выполнение кот-ых приводит к достижению постав-ых целей (Н.Таланчук).2.Конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин).Педаг-ая технология предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и проверяемых (И.Я.Лернер).В.Гузеев образовательной технологией называет систему, состоящую из: некоторого диагностического и операционального представления планируемых рез-ов обучения;средст диагностики текущего состояния и тенденции ближайшего развития обучаемых;набора модлей обучения;критериев выбора или построения оптимальной модели для данных конкретных условий. Технология отвечает на вопрос «как учить?».Преимущества технологии:1.в основе технологии-четкое определение конечной цели.2.технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определенная очень точно (диагностично),позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.3.технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда учитель поставлен перд выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.4.технология предполагает проект учебного процесса,определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деят-ти уч-ся.В структуру пед-ой технологии входят:1.концептуальная основа.2.содержательная часть (цели обучения,содержания учебного материала).3.процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деят-ти уч-ся, деят-ть учителя –управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса) (Г.Селевко).Так же Селевко выделил основные качества совр-ых пед-их технологий:управляемость-целеполагание, планирование, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, варьирование средствами и методами, коррекция рез-ов. Современные пед-ие технологии должны гарантировать достижение определенного уровня обучения, быть эффективными по рез-ам и оптимальным затратам времени,сил,средств.2.воспроизводимость – возможность применить технологию в других образовательных учреждения другими учителями. А.Кушнир отмечает, что технология отличается от методики своей воспроизводимостью, устойчивостью рез-ов, отсутствием многих «если»:если талантливый учитель, если талантливый ученик, если богатая школа.3.Технология и содержание образования адекватно отражают друг друга.Технология предполагает раскрытие процессуальной части обучения, содержание меняется по структуре, дозировке, логике. При этом оно во многом опред-ся процессуальную часть. Отличия технологии и методики1.Методика отвечает на вопрос:«Зачем, чему, и как учить при организации преподавания конкретного предмета?» Тех-я отвечает на вопрос:«Зачем, чему, и как учить при организации преподавания конкретного предмета?».2.Методика-наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах и формах преподавания, то есть частная дидактика (теория обучения определенному предмету).Тех-я-раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения.3 Методик предполагаемый результат неустойчивый. Тех-я результат задан изначально устойчивым. Совр-ое сод-е матем-ого образования направлено главным образом на интелл-ое развитие мл шк-ов, формирование культуры и самос-ти мышления.Важнейшим фактором в развитии мысл-ых операций служат пед-кие системы развив-его обучения. К такой системе относится методика обучения по укреплению дидактических единиц (УДЕ).Методика УДЕ П. М. Эрдниева основана на подаче учебного материала блоками, одновременном изучении взаимосвязанных тем, действий, явлений.Одна из основных целей технологии - создание действенных и эффективных условий для развития познав-ых способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширение матем-ого кругозора.В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и при высоком уровне знаний, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.Принцип УДЕ в обучении мат-е реализуется следующим образом:1.совместное и одновр-ое изучение взаимосвязанных понятий и операций;Практика обучения показывает, что изучение действий слож-я и выч-я выгодно осущ-ять на одних и тех же уроках, ибо это облегчает осуществление процесса контроля. Наглядное иллюстрирование взаимно-обратных операций заставляет ученика применять рассуждение т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций.2.широкое использование метода обратной задачи;Ценным в развитии мышления является решение обратной задачи, так как в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций.При решении обратной задачи наблюдается высокая активность учащихся, их интерес, творческая самостоятельность.3.применение деформированных упражнений.В психологическом плане решение примеров с «окошком» основано на многократном сравнении промежуточных результатов с искомым результатом. В процессе решения ученик совершает новые виды логических операций, требующих большой умственной напряженности.4укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий; Формирование умений и навыков протекает более осмысленно, если оно сопровождается не только практической деятельностью, но и активной мыслительной деятельностью учащихся. Поэтому упражнения должны «осложняться» разнообразием практических заданий.5.одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.Совершенно новым явилось то, что автор системы УДЕ предложил цифровой шифр «товарный знак УДЕ» в виде рисунка.С большим успехом его можно использовать на уроке при составлении задач.Особая роль этого вида работы в развитии мыслительных операций заключается в том, что в процессе использования числового шифра для ученика открывается мир неожиданных ассоциаций, активизирующих мышление. Использование наглядности не только оживляет учебный процесс, но и способствует формированию аналитического и символического мышления, учит видеть за внешними формами сущность предметов, возбуждает любознательность, мобилизует внимание.Исходя из рассмотренного, можно заключить: активная умственная деятельность - одно из основных условий, которое обеспечивает технология УДЕ. Широкое применение принципов, реализующих УДЕ, помогает постигать азы логического мышления. Применение методики УДЕ позволяет значительно усилить развивающую функцию обучения, повысить интеллектуальный уровень учащихся.Технология УДЕ. Тема: "Умножение 2, 20, 200 на 2, на 20 и на 200. Соответствующие случаи деления". 2-й классЦель: познакомить с умножением 200 и на 200 и с соответствующими случаями деления;Задачи:1.закрепить знания таблицы умножения и деления 2, 20 и на 2, на 20 при помощи деформированных упражнений;2.воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях.3.развивать умения решать задачи и преобразовывать их в обратные;4.решать уравнения, соотнося целые и части.1. Устный счет. Ребята, вы видите перед собой деформированные упражнения.2. Объяснение нового материала.Мы уже познакомились с таблицей умножения 2, 20 и на 2, на 20 и с соответствующими случаями деления.2 ед. * 1 = 2 ед.; 2 дес. * 1 = 2 дес. А что такое 2 сотни? (200)Составим пример на умножение: 2 сот. * 1 = 2 сот. На основе таблицы умножения на 2 по аналогии учащиеся составляют следующую таблицу:Затем таблица заменяется следующей записью:Составляются соответствующие случаи деления и комментируются учащимися.)Решение задачиСаша купил 5 тетрадей по 2 рубля и ручку за 8 рублей. Сколько стоила вся покупка?1.Составление схемы: 5, по 2, 8, . 2.Повторите задачу по схеме.- Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет)- Почему? (Потому, что не знаем сколько стоят тетради)- Как узнать сколько стоят тетради? (2 * 5)- Когда узнаем сколько стоят тетради и зная, что ручка стоит 8 рублей, как ответить на вопрос задачи? (10 + 8)- Решение запишите выражением. (2 * 5 + 8 = 18 рублей)-Кто поможет изобразить графсхему? (Учитель изображает графсхему при помощи объяснения учащихся.)-.Составьте обратную задачу по измененной схеме: , по 2, 8, 18.- Теперь давайте проверим правильно ли составлена графсхема.-Сколько еще можно составить обратных задач? (2)-Учащиеся первого варианта составляют и решают задачу по схеме: 5, по , 8, 18.- Учащиеся второго варианта составляют и решают задачу по схеме: 5, по 2, , 18.(После того, как учащиеся справились с решением задачи, от каждого варианта выходит к доске ученик и по графсхеме объясняет решение задачи.)3. Задачи на логической мышление.
Еще одними примером технологии явл-ся Синквейн-Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. 1 строка - одно существительное (тема) 2 строка - два прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка - три глагола (описывающие действия по теме) 4 строка - предложение из 4 слов (показывающее отношение к теме и ее понимание) 5 строка - 1 слово-резюме (вывод, синоним темы)
14. Эстетическое воспитание младших школьников.
В совр усл-х переосмысливается воспитание.Стало понятно,что умств, практич деят-ть,жизнь и быт людей не могут функц-ть без участия эмоций и чувств,без эмоц-ых переживаний.Вот почему особую активность приобретает решение задачи ЭВ.Идеи ЭВ зародились в глубокой древности. Представления о сущности ЭВ,его задачах,цели изменялись начиная со t платона и аристотеля вплоть до наших дней.Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета.Эстетический от греч слова эстетика-ощущения,чувства.В совр значении рассм-ся как наука о прекрасном.ЭВ-процесс форм-я чувств в обл прекрасного.Связано с искусством,худ отражением действит-ти в сознании и чувствах чел-ка,с его способ-ю понимать прекрасное,следовать ему в жизни.Сущность состоит в орг-ии разнообр-й худ-эст деят-ти уч-ся,направленной на форм-е у них способ-ей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни,на выработку эст понятий,вкусов и идеалов,а также развитие тв-их задатков и дарований в обл искусства.Цель:форм-е у шк-ов потребностей и способ-ей понимать,оценивать и строить жизнь по законам красоты,пробуждать и стимулировать стремление вносить прекрасное в жизнь и быт людей.Задачи:1)Восп-е эст чувств и восприятия.Люди чувствуют и видят прекрасное по-разному.Решается непосредственным общением реб со сторонами действительности2)формир-е эст понятий,суждений.Важно,чтобы реб мог не только чувствовать и понимать прекрасное,но и мог судить о нём3)восп-е худ вкуса(рез-т органич единства чувства прекрасного,эмоц отзывчивости чел-ка к красоте в жизни,культуры эстетич чувств и У дать эст оценку понимания объективных критериев красоты)4)восп-е эст активности реб.Явл-ся показателем воспитанности чел-ка,она выражается прежде всего в активности эст восприятия и внесения прекрасного в жизнь5)Разв-е тв-их способ-ей детей,их интересов и склонностей в различ обл искусства.Содержание:ЭВ осущ-ся с помощью искусства.Поэтому его сод-е должно охватывать изучение и приобщение уч-ся к различным видам искусства:-)познание прекрасного в жизни,природе,нравственном облике, поведении-)направленность на личное развитие уч-ся-)развитие у детей худ восприятия-)форм-е худ вкуса-)приобщение к худ тв-ву.Эстет.воспитанность:1)наличие эст идеалов2)развитый худ вкус3)У любоваться красотой в искусстве и жизни4)Способ-ть к глубокому переживанию эст чувств5)Способ-ть эст суждения об эстет явл-х в искусстве и жизни.Система ЭВ реализуется в учебно-воспит процессе на уроке и во внеурочное t.Все уч предметы решают задачи ЭВ.Но особое значение имеют уроки музыки,изо.Уч процесс закладывает основы понимания детьми красоты окр мира и искусства,форм-я эстетич отн-я к жизни.Тв-ая деят-ть детей получает дальнейшее развитие в процессе внекл и внешк работы во внеуроч t на основе добровольного выбора занятий по интересам.Продолжается форм-е у уч-ся эст отн-я к искусству и действительности,обогащение их лисности.Решение задач ЭВ требует не отдельных мероприятий, а системной работы.