Х. Обследование активного словаря.
Содержание задания | Используемый материал | Ответ ребенка | Характер выполнения |
1. Обследование слов, обозначающих предметы: а) называние предметов, изображенных на предъявляемых картинках б) самостоятельное дополнение данного тематического ряда: тарелка, ложка, кружка, … | специально подобранные картинки с изображением предметов основных обобщающих групп (одежда, обувь, фрукты, овощи, цветы, грибы, деревья, транспорт, дикие и домашние животные, птицы, мебель и т.д.) | Платье, юбка, шапка - кофта | выполнение правильное; тематические ряды дополнил правильно |
в) называние предмета по его описанию. Ребенку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям) | заяц лампочка | ||
г) называние детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя | Котята, собачёнки, коровушки, козы, лошадёнки, курята, утята, волчонки, лисички, межвежонки | выполнение неправильное | |
д) нахождение общих названий: стол - мебель, а чашка... (что?), сапоги - обувь, а шуба... (что?), земляника - ягода, а боровик (что?), комар - насекомое, а щука ... (кто?) | Чашка – посуда, шуба – одежда, боровик – ягоды, щука - животное | выполнение неправильное; нарушение переключения от одного слова к другому | |
е) называние обобщенных слов по группе однородных предметов | 1. чашка, тарелка, вилка 2. диван, стол, кресло 3. тапки, сапоги, валенки | Самолёт, машина, велосипед - технологии | ошибки при назывании некоторых обобщающих групп |
2. Название признаков предмета: | можно использовать картинки | ||
а) морковь сладкая, а редька ... (какая), ручей узенький, а река ... (какая?), трава низкая, а дерево ... (какое?) и т.д. | Редька горькая, река маленькая, дерево большое | выполнение неправильное | |
б) подобрать признаки к предметам: елка какая? (например, зеленая, пушистая, высокая, стройная), небо какое?, туча какая?, лимон какой?, часы какие? и т.д. | Ёлка зелёная, колючая, пахнущая Небо в облаках, дожделивое Туча грозовая, чёрная, дожделивая Лимон кислый, жёлтый Часы тикающие, наручные, заводные, хрупкие | медленное и неуверенное выполнение задания | |
3.Названия действий людей и животных | соответствующие картинки | ||
а) повар (учитель, почтальон, сапожник, художник) что делает? | Повар Почтальон Сапожник Учитель художник | - готовит, варит, жарит - разносит письма, газеты, новости - не знаю кто это - учит детей грамотности - рисует картины | медленный темп выполнения задания |
б) кто как передвигается: ласточка летает, а лягушка... (кузнечик, щука, змея, воробей, еж) | Лягушка прыгает, квакает; кузнечик прыгает высоко – высоко; щука по воде плавает; змея ползает, ядовитая бывает; воробей летает, чирикает; ёж собирает грибы себе на спину | медленное и неуверенное выполнение задания | |
в) кто как кричит: петух кукарекает, а ворона ... (воробей, голубь, сорока) | Ворона каркает; воробей чирикает; голубь не знаю; сорока не знаю | выполнение неправильное | |
г) обиходные действия (например, входят, выходит, заходит, переходит, подходит, отходит) | выполнение правильное | ||
4. Название времен года, их последовательности, признаков | специально подобранные картинки | выполнение правильное | |
5. Подбор слов с противоположным значением к словам | Большой холодный чистый твердый тупой мокрый широкий светлый высокий старший | маленький; тёплый; грязный; мягкий; умный; сухой; длинный; тёмный; невысокий; младший | выполнение частично правильное |
6. Подбор синонимов к словам | боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный | Боец - ….; радость – весёлый; врач – доктор; ненависть - …; верный - дружный; громкий – шумный; тайна - …; быстрый – скоростная; сильный – богатырь; умный - … | частичное выполнение задания |
7. Подбор однокоренных слов к словам | бачок, бочок, лиса, леса, коза, коса, земля, красить | лиса - лисичка | частичное выполнение задания |
Вывод: Активный словарный запас ограничен.