Семьи беженцев и вынужденных переселенцев.
- семьи безработных, имеющие несовершеннолетних детей.
-девиантные семьи (это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др.).
Помимо государственной поддержки и помощи все эти типы семей нуждаются и в социально – педагогической поддержке. С такими семьями и с детьми из этих семей необходимо работать социальному педагогу.
Е.И. Холостова приводит типологию семей группы риска или дисфункциональных семей:
- неполные семьи;
- многодетные семьи;
- семьи инвалидов;
- семьи, воспитывающие детей-инвалидов;
- полные малодетные семьи [28].
В.М. Целуйко делит неблагополучные на семьи с открытой формой неблагополучия(алкоголизированные, конфликтные) и семьи со скрытой формой неблагополучия, к которым она относит:
- семьи с внутренним неблагополучием;
- семьи, ориентированные на успех ребёнка;
- «псевдовзаимные» и «псевдовраждебные» семьи;
- семьи известных людей;
- семьи состоятельных людей.
К группе «пограничные» семьи относятся:
- семьи с недееспособным членом;
- семьи с детьми – инвалидами;
- семьи с нарушением структуры семейных ролей;
- соперничество в семье;\
- мнимое сотрудничество в семье;
- изоляция в семье
Т.А. Шишковец предлагает классификацию типов семей по различным основаниям.
1. По структуре:
-полные семьи:с одним ребенком; с 2 (однополыми); с 2 (разнополыми); с 3 детьми; многодетная (с 4 детьми и более); дети сводные; дети неродные; в том числе с бабушкой, дедушкой.
-неполные семьи:одинокая мама; родители разведены; один отец; опекун.
2. По материальной обеспеченности семьи:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По социальной устойчивости:
- социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении;
- социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении;
- социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении;
- социально–неустойчивая, негативная в воспитательном отношении.
4. По воспитательному потенциалу семьи:
- воспитательно сильная;
- воспитательно неустойчивая;
- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними
- воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой;
- воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой (маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью), вступающая в конфликт с законом, преступная, психически отягощенная).
5. По взаимоотношениям: гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.
6. По семейной ориентации: на деятельность; на общение; на самоудовлетворение (эгоистические) [33, с. 116-117].
Все вышеперечисленные классификации очень сильно отличаются друг от друга, в их основаниях лежат различные проблемы. Представленные выше авторы подходят к проблеме неблагополучных семей с разных сторон, и в итоге мы видим огромный «веер» различных типов семей, нуждающихся в социально – педагогической поддержке и помощи.
В этой связи возникает необходимость работы социального педагога образовательного учреждения с этими семьями по нормализации условий жизни и развития детей, сопровождения ребенка в семье.
2. Использование технологии социально – педагогической поддержки в работе социального педагога с дисфункциональной семьёй
1.Принципы социально – педагогической поддержки дисфункциональной семьи
Л.Я. Олиференко утверждает, что при социально-педагогической поддержке и помощи неблагополучной семье социальный педагог руководствуется следующими основными принципами:
1. Соблюдение приоритета интересов ребенка.
2. Максимально возможное сотрудничество с биологическими
родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство.
3. Защита права ребенка на воспитание по возможности в своей
биологической семье.
4. Тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д. [20, с. 106 -107].
Также она называет основные принципы включения семьи в работу:
- необходима координация действий социального педагога со всеми заинтересованными службами и организациями (школа, Центр по трудоустройству, милиция, медицинские учреждения и т.д.);
- контакт с семьей обязателен и является основой для изменения ее жизни;
- надо проявлять уважение к членам семьи, отмечать положительные моменты;
- надо избегать сильного противостояния семьи действиям профессионала; давление на семью обычно не идет на пользу, очень важно подчеркивать право семьи на выбор, помогая сделать его;
- необходимо показывать, как противостояние семьи защищает ее от основных страхов и какова в этом роль взаимодействия социального педагога с семьей; для этого надо выяснить, что сильнее всего оказывает влияние на семью, и помочь ей найти облегчение, чтобы члены семьи могли трезво посмотреть на то, что происходит, понять, что они рискуют потерять, если все будет продолжаться так же, как и раньше [20, с. 105].
Т.В. Лодкина, обобщая и анализируя опыт семейного социального педагога даёт основание вывести принципы деятельности семейного социального педагога: принцип гуманизма; личностно-деятельностный; культурологический; целостности жизнедеятельности и воспитания; развивающего общения; сочетания терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка и семье; учета новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечения допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердия [14, с. 73].
Реализация этих принципов является важнейшим условием высокой результативности деятельности семейного социального педагога при социально- педагогической поддержке дисфункциональной семьи.
Этапы социально-педагогической поддержки дисфункциональной семьи
Работа социального педагога с родителями из неблагополучных семей, как утверждает Л.Я. Олиференко, строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье. Источником информации могут выступать: школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и т.д.
Этап I. На основании сигнала об ущемлении интересов ребенка социальный педагог производит первичную оценку ситуации.
Этап П. Осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д.
Этап III. Сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка.
Этап IV. Диагностика семейного благополучия будет неполной без ознакомительной беседы с ребенком. Такую встречу наедине желательно организовать в школе (дошкольном, внешкольном детском учреждении), где посредством наводящих вопросов выясняются некоторые детали, связанные с отношением родителей к ребенку.
Этап V. Далее следует первая встреча социального педагога с проблемной семьей. Специалисты рекомендуют организовать ее за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки и попечения.
Этап VI. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи.
Этап VII. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с неблагополучной семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей.
Этап VIII. Дальше следует посещение социальным педагогом семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт с социальным педагогом как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего.
Этап IX. Углубленное ознакомление с неблагополучной семьей позволяет социальному педагогу сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Готовность родителей участвовать в разработке плана действий по повышению своего воспитательного потенциала свидетельствует об их стремлении сохранить ребенка в семье.
Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей.
Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:
1. причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;
2. цель совместных действий сторон;
3. срок действия соглашения;
4. обязанности сторон;
5. права сторон;
6. процедуры совместных действий;
7. оценка эффективности проведенной работы [20].
Также Л.Я. Олиференко выделяет шаги при работе с неблагополучной семьей. Первый шаг направлен на осознание существующих проблем, чтобы защитить и сохранить семью. Семья, находящаяся в кризисе, стоит на краю пропасти: одно неверное движение — и она падает. Специалист должен продвигаться крайне осторожно, постоянно опасаясь того, что семья откажется принять его помощь: ведь любой неправильный шаг, поступок может закрыть перед ним дверь.
Второй шаг направлен на поиск помощи в окружении семьи. Мы знаем, что семьи группы риска имеют очень ограниченный круг общения: часто это некоторые сохранившие с ними отношения родственники и друзья, работники школы и других служб, оказывающие им помощь и поддержку.
Третий шаг связан с оценкой того, как члены семьи отрицают очевидные чувства и факты, смысл того, что с ними случилось, с оценкой их неискренних реакций.
Четвертый шаг направлен на выявление насилия и пренебрежения по отношению к детям и другим членам семьи. Такие семьи озабочены страхом повторения того, что было с ними, и все их усилия направлены на предупреждение этого. Среди членов семьи обязательно существуют роли работника, героя, заброшенного ребенка, талисмана, козла отпущения [20, с. 95-96].
Р.В. Овчарова предлагает использовать различные модели помощи и поддержки семьев зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений.
1. Педагогическая модельбазируется на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей.
2. Социальная модельиспользуется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
3. Психологическая (психотерапевтическая)модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи.
4. Диагностическая модельосновывается на предположений дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении.
5. Медицинская модельпредполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни [19, с. 346-347].
По словам М.А. Галагузовой, объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической поддержки и помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые схематично представлены ниже [24, с. 177].
Социально-педагогическая поддержка и помощь
Образовательная
Психологическая
Посредническая
Обучение
Воспитание
Поддержка
Коррекция
Организация
Координация
Информирование
Рис. Компоненты социально-педагогической поддержки
(по М.А. Галагузовой)
Т.А. Шишковец в содержании социально-педагогической поддержки семьивыделяет следующие действия социального педагога:
- раннее выявление неблагополучных семей;
- создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
- пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
-духовно-ценностное просвещение;
-содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
-организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. [33, с. 29-30].
Существует множество разнообразных программ социально-педагогической поддержки, направляющих свою работу на конкретную проблему семьи. Так, например, программа Иельского центра по изучению развития ребёнка (США): предлагает услуги небольшим группам семей с низкими доходами и неполным семьям; услуги предоставляются в течение 2 лет с момента рождения ребёнка: педиатрическое наблюдение; посещение семей социальными работниками для оказания консультаций по планированию бюджета, организации питания, ежедневному уходу и т.д. Результат:дети из этих семей в 13 лет учились в школе лучше и были менее склонны прогуливать занятия, чем дети из контрольной группы; было меньше жалоб на дисциплину дома.
Ещё один пример зарубежной практики – это программа Такомы«Строительство семьи» (США): социальные работники в течение 6 недель (одна или две семьи на каждого работника, 20 часов в неделю) оказывают интенсивную поддержку, привлекая при необходимости специалистов. Результат: целостность 70% семей удалось сохранить на период до года, плюс экономия затрат на содержание в специальных заведениях [32, с. 70-71].
Также можно сказать о направлениях работы с родителями, которые выделила Т. Шипунова. Эти направления, по её словам могут оказаться полезными и эффективными:
- повышение ответственности родителей за воспитание ребёнка, а также убеждение в необходимости изменить ситуацию;
- активизация тёплых отношений, эмпатии и способности воспринимать потребности ребёнка даже вопреки сложным социальным условиям;
- установка на помощь в деле воспитания ребёнка и решения проблем;
- гибкость в решении проблем и изменении образцов поведения;
- установка на кооперацию со специалистами в воспитании и решении семейных проблем;
- использование всех ресурсов семейного окружения.
Предложение помощи должно быть сделано в корректной форме, иначе помощь не будет принята. Т. Шипунова предлагает соблюдать следующие правила, которые помогут избежать недоразумений:
- не проявляйте напористой активности;
- не навязывайте помощь, в которой семья может и не нуждаться;
- делайте упор на активизацию всех ресурсов семьи;
- предлагайте поддерживающую, а не контролирующую помощь;
- поясните смысл и цель каждого предложения;
- ищите приемлемое решение проблемы вместе с семьёй [32].