Чтобы школа стала инновационным образовательным учреждением и центром воспитательного пространства, она должна пройти особый путь.
Наиболее полно эту динамику раскрыл В. Кричевский. Классифицируя инновационное стратегическое осмысление и преобразование образовательного процесса, он выделяет несколько уровней инновационной деятельности:
1 уровень – методологические инновации. Они определяются новыми подходами к построению образовательных систем.
2 уровень – институционный. Основные усилия здесь направлены на организационно-структурные преобразования. Это, прежде всего, статусное изменение образовательных учреждений. Причем преобразования ни в коем случае не должны вестись во имя реорганизации. Их задача – решить сущностные, базисные проблемы совершенствования образовательного процесса. К институционному уровню инновационных преобразований можно отнести и создание разнообразных классов по интересам на всех ступенях образования.
3 уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы.
Именно он и обеспечивает высокое качество деятельности школы. Этот уровень требует четкой стратегии, реализация ее демонстрирует развитость
управленческого и педагогического кругозора руководителя. Введение
новых предметов, новых воспитательных технологий явно обнаруживает уровень осмысленности всей концептуальной стратегии школьного развития.
4 уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией
новых технологий. Методы обучения, общения с детьми, воспитания,
методы организаторской деятельности, их рациональный набор, адекватный целям.
Можно ли выделить стадии инновационной деятельности?
В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций:
1. Возникновение или зарождение идеи нового. Эта стадия обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.
2. Целеполагание– отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени.
Этапы постановки цели:
- сбор информации о (а) субъективном образе реальной ситуации у
участников воспитательно-образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, представители общественности), (б) желаемом образе конечной ситуации, (в) возможном плане действий по изменению ситуации;
- формулировка цели, принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
3. Разработкаидеи нового, проектирование.
Для данного этапа характерна тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.
I схема:
- формирование педагогической проблемы;
- анализ педагогической проблемы;
- анализ путей решения проблемы;
- выбор пути решения посредством введения инновации;
- прогнозирование последствий решения;
- апробация (возможен отказ от нововведения).
II схема:
- ознакомление с инновацией (первоначальная информация);
- появление интереса (поиск дополнительной информации);
- оценка инновации и решение освоить ее;
- апробация (возможен отказ).
4. Реализация, исполнение.
5. Распространение.
6. Рутинизация(отмирание) или переход в иное качество, т. е. иная инновация или формирование эксперимента. На данном этапе применение
инновации начинает носить массовый характер. Данный этап обусловивается двумя законами: во-первых, законом финальной реализации инновационной деятельности; во-вторых, законом стереотипизации педагогической инновации.
Как определить эффективность инновационной деятельности?