Чтобы школа стала инновационным образовательным учреждением и центром воспитательного пространства, она должна пройти особый путь.

Наиболее полно эту динамику раскрыл В. Кричевский. Классифицируя инновационное стратегическое осмысление и преобразование образовательного процесса, он выделяет несколько уровней инновационной деятельности:

1 уровень – методологические инновации. Они определяются новыми подходами к построению образовательных систем.

2 уровень – институционный. Основные усилия здесь направлены на организационно-структурные преобразования. Это, прежде всего, статусное изменение образовательных учреждений. Причем преобразования ни в коем случае не должны вестись во имя реорганизации. Их задача – решить сущностные, базисные проблемы совершенствования образовательного процесса. К институционному уровню инновационных преобразований можно отнести и создание разнообразных классов по интересам на всех ступенях образования.

3 уровень инноваций охватывает глубинные содержательные процессы.

Именно он и обеспечивает высокое качество деятельности школы. Этот уровень требует четкой стратегии, реализация ее демонстрирует развитость

управленческого и педагогического кругозора руководителя. Введение

новых предметов, новых воспитательных технологий явно обнаруживает уровень осмысленности всей концептуальной стратегии школьного развития.

4 уровень инновационной деятельности связан с поиском и реализацией

новых технологий. Методы обучения, общения с детьми, воспитания,

методы организаторской деятельности, их рациональный набор, адекватный целям.

Можно ли выделить стадии инновационной деятельности?

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций:

1. Возникновение или зарождение идеи нового. Эта стадия обусловливается законом цикловой повторяемости педагогической инновации: новое возрождение старого в новых условиях, технологий обучения и воспитания педагогов прошлого. Но это не повторение старого, а возникновение нового и относительная повторяемость некоторых моментов старого решения современных педагогических проблем.

2. Целеполагание– отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени.

Этапы постановки цели:

- сбор информации о (а) субъективном образе реальной ситуации у

участников воспитательно-образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители, представители общественности), (б) желаемом образе конечной ситуации, (в) возможном плане действий по изменению ситуации;

- формулировка цели, принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

3. Разработкаидеи нового, проектирование.

Для данного этапа характерна тенденция к усилению потребностей в новом педагогическом знании и педагогической деятельности. Формулируется решение о принятии или непринятии инновации. Как показывает практика, в педагогических коллективах отработаны две схемы принятия решения о нововведении.

I схема:

- формирование педагогической проблемы;

- анализ педагогической проблемы;

- анализ путей решения проблемы;

- выбор пути решения посредством введения инновации;

- прогнозирование последствий решения;

- апробация (возможен отказ от нововведения).

II схема:

- ознакомление с инновацией (первоначальная информация);

- появление интереса (поиск дополнительной информации);

- оценка инновации и решение освоить ее;

- апробация (возможен отказ).

4. Реализация, исполнение.

5. Распространение.

6. Рутинизация(отмирание) или переход в иное качество, т. е. иная инновация или формирование эксперимента. На данном этапе применение

инновации начинает носить массовый характер. Данный этап обусловивается двумя законами: во-первых, законом финальной реализации инновационной деятельности; во-вторых, законом стереотипизации педагогической инновации.

Как определить эффективность инновационной деятельности?

Наши рекомендации