Взаимосвязь критериев оценки организации здоровьетворящего образования

Критерий   №№ Дело Люди Способ Время Место
Дело 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5.
Люди 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5.
Способ 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5.
Время 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5.
Место 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5.

1. Согласно нашей концепции индивидуального здоровья, одним из положений которой является целостный подход к человеку и, следовательно, к становлению его здоровья, активизация одной сферы его организма закономерно вызывает активизацию других сфер. Например, физические упражнения (так называемые физкультминутки) традиционно применяются в учебном процессе как средство активизации умственной деятельности, благодаря тому, что способствуют улучшению кровообращения и снабжения кислородом клеток головного мозга и как следствие этого снижению или снятию умственного напряжения. Отсюда, под объемом валеологизации педагогического процесса мы понимаем количество элементов урока, специально целенаправленных на повышение уровня здоровья субъектов педагогического процесса. Как указывалось в предыдущих главах это динамические валеопаузы, психологические или интеллектуальные валеопаузы и фрагменты урока, обязательно сопровождающиеся двигательной активностью детей. Регулярность их использования на уроках как количественное отражение его здоровьетворящего потенциала дает основание считать этот показатель достоверным признаком процесса здоровьетворящего образования.

2. Использование в учебном процессе педагогических технологий, обеспечивающих сохранение и становление здоровья учащихся и учителей, мы отслеживаем, во-первых, по количеству учителей, применяющих на своих уроках технологии, обеспечивающие одновременное решение и образовательных, и валеологических задач, и, во-вторых, по частоте использования данных технологий в учебном процессе.

3. Степень валеологичности уроков по учебным дисциплинам школьного учебного плана мы, во-первых, отслеживаем по наличию в начале каждого урока специального психологического настроя, позитивной установки на урок, а в конце каждого урока – этапа благодарения, во-вторых, измеряем по количеству эвристических вопросов учителя на одном уроке, предполагающих активизацию мыслительной деятельности детей и опору на их субъектный опыт; в-третьих, по количеству ситуаций на уроке, способствующих обнаружению учащимися смысла в предлагаемых для усвоения знаниях; в-четвертых, по наличию у учащихся возможности свободного высказывания своих мнений по поводу предлагаемого учебного материала; в-пятых, по соотношению телесной статичности и динамичности детей на уроке.

4. Внедрение в систему контроля за качеством знаний учащихся по различным предметам рейтинговой оценки мы отслеживаем по количеству учителей, применяющих эту методику в практике своей педагогической деятельности.

5. Показателем упорядоченности системы домашних заданий является, во-первых, время, затрачиваемое учащимися ежедневно на выполнение домашних заданий, и, во-вторых, своевременность коррекции этого процесса на основе периодически осуществляемого учащимися хронометража этого времени.

6. Наличие в составе учебных предметов данной школы уроков валеологии, нацеленных, во-первых, на формирование у учащихся системы знаний об их личном здоровье; во-вторых, на практическую подготовку учащихся к становлению собственного здоровья в процессе жизнедеятельности; в-третьих, на систематизацию всех получаемых учащимися в процессе образования знаний с позиции их значимости и полезности для их здоровья.

7. Включение учителей в разработку интегративных курсов учебных дисциплин мы измеряем по количеству учителей, приступивших к разработке программ таких курсов, по количеству учителей, уже завершающих или завершивших подобную работу, и по количеству учителей, приступивших к реализации в своей педагогической деятельности таких программ.

8. Реализация в педагогическом процессе принципов здоровьетворящего образования отслеживается нами, во-первых, по количеству учителей, строящих свою педагогическую деятельность на основе принципов здоровьетворящего образования, во-вторых, по полноте использования учителями данных принципов.

Таким образом, совокупность обозначенных показателей в их количественной и качественной соотнесенности служит основанием для выводов об уровне эффективности организуемого в данном образовательном учреждении процесса здоровьетворящего образования.

РЕЗЮМЕ IV. Организация процесса здоровьетворящего образования в соответствии с разработанной нами концепцией осуществлялась, во-первых, с учетом уровня развития современной школы и особенностей организации педагогического процесса в различных образовательных учреждениях в настоящее время, во-вторых, при включении в эту работу достаточно большого числа учителей и учащихся и, в-третьих, через апробацию разных положений нашей концепции в разных образовательных учреждениях.

Такие факторы, как разнообразие задействованных в работе субъектов педагогического процесса (от школьных учителей до преподавателей педагогических колледжей) и различных видов образовательных учреждений (от общих до профессионально направленных), а также почти восьмилетняя продолжительность опытной работы по организации процесса здоровьетворящего образования позволили, во-первых, составить достаточно объективное представление о состоянии проблемы сохранения и становления здоровья субъектов педагогического процесса в рамках их взаимодействия в условиях современной организации системы образования, во-вторых, наметить пути решения проблемы здоровья субъектов педагогического процесса, с одной стороны, в зоне актуального развития современной школы, а с другой стороны, в зоне ее ближайшего развития.

В результате опытная работа протекала на протяжении четырех этапов:

1) ценностно-ориентационного;

2) проектировочно-опытного;

3) конструктивно-формирующего;

4) аналитико-прогностического.

При этом все этапы были, во-первых, преемственно связаны между собой, а во-вторых, начинаясь последовательно друг за другом, затем протекали параллельно, что соответствует специфике становления здоровья, определяющего предмет нашего исследования. В итоге такое построение опытной работы обеспечило ее эффективность и позволило получить пролонгированные результаты. Оптимальное протекание эксперимента было обеспечено совокупностью преемственно связанных между собой программ, регулирующих каждое направление данной работы:

1) образовательной программой по валеологии для учащихся;

2) обобщенной обучающей программой по организации процесса здоровьетворящего образования для педагогов разных образовательных учреждений;

3) просветительской валеологической программой для всех, которая использовалась нами в варианте, скорректированном для семьи, и в работе с родителями.

Эффективность нашей работы определялась также ее содержанием, которое составляла, во-первых, наша собственная педагогическая деятельность и, во-вторых, деятельность учителей, задействованных в работе по организации процесса здоровьетворящего образования, которые реализовывали наши идеи в собственной педагогической деятельности. Положительные результаты были также обеспечены и активной позицией учащихся, которые в рамках нашей концепции также являются субъектами педагогического процесса.

Организовав работу в четырех взаимопроникающих направлениях – валеологическое просвещение и образование, валеологическое развитие, диагностическая деятельность и методическая подготовка – мы обеспечили получение результата – организацию здоровьетворящей деятельности субъектов педагогического процесса – в двух сферах: в сфере их обыденной жизни и в сфере трудовой деятельности.

На основе результатов нашей опытной работы с учителями мы сформулировали четыре важнейших условия, без которых организация здоровьетворящего образования в принципе невозможна. Это:

1) обязательное проведение обучающих семинаров одновременно для всего педагогического коллектива данного образовательного учреждения;

2) обязательное участие во всех семинарских занятиях административного состава школы (директора и всех его заместителей) на равных с другими членами педагогического коллектива правах;

3) соответствие между регулярностью семинарских занятий и продолжительностью каждого из них;

4) деятельность административного состава школы как единой сплоченной команды, работающей на одну общую цель;

5) наличие координатора процесса из членов педагогического коллектива образовательного учреждения.

Таким образом, комплексный и системный подходы к организации опытной работы, а также ее динамическая продолжительность, обеспечивающая достаточное накопление количественных изменений, обусловили достижение ожидаемых результатов, которые подтвердили жизнеспособность, рентабельность и оптимальность разработанной нами концепции организации процесса здоровьетворящего образования на современном этапе развития отечественной массовой школы.

Целесообразность предлагаемой организации процесса здоровьетворящего образования отражается в критериях оценки его эффективности, разработанных на основе закона перехода количественных изменений в качественные. Учитывая процессуальный характер предмета нашего исследования, в качестве критериев его оценки мы определили:

1) целесообразно организуемое дело – процесс здоровьетворящего образования;

2) активность субъектов этого дела как источника и результата его развития;

3) способ организации этого дела, который определяется совокупностью составляющих его методов, приемов и организационных форм;

4) временные характеристики организуемого процесса, такие как продолжительность, периодичность и регулярность, а также режим его организации;

5) совокупность условий организации пространства, в котором реализуется данное дело.

Организация процесса здоровьетворящего образования осуществляется последовательно на трех уровнях: 1) пропедевтическом, 2) интроективном и 3) творческом. Согласно этим уровням его динамика проявляется в постепенном переходе от представления идеи реципиентам, ознакомления их с идеей к созданию условий для принятия ими идеи и затем к управлению активными самостоятельными действиями субъектов педагогического процесса по реализации идеи.

Таким образом, каждый этап и каждый уровень в нашей работе характеризуется количественными изменениями показателей, составляющих содержание определенных нами критериев оценки эффективности организации процесса здоровьетворящего образования.


Наши рекомендации