Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1. Автор- создатель литературного произведения
Первый вопрос
1. Автор- создатель литературного произведения. Творческая лаборатория писателя (на примере истории создания одного литературного произведения по выбору студента).
2. Библейские сюжеты в художественной литературе: причины бытования. Анализ 1-2-х примеров из отечественной или западноевропейской литературы Х1Х - первой половины ХХ века.
3. Особенности композиции литературного произведения, связь композиции с движением сюжета (на одном примере по выбору студента).
4. Особенности драматургии: традиции древнегреческого театра, новации позднего периода (на примере двух пьес, выбор студента).
5. Басня как специфическое литературное произведение. История басни. Анализ одноименных басен Эзопа и Крылова.
6. Сатирическое начало в литературном произведении. Причины появления в литературе, комментарий сатирических сюжетов в двух разных произведениях (например, Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Сказки» Салтыкова-Щедрина, или рассказы Зощенко)
7-9. Неизменные (вечные) темы в литературе (ответ по одной теме, например, теме любви, дружбы, выбора между чувством и долгом). Их представление в литературных произведениях разных исторических периодов (тему определяет студент и представляет ее на примере не менее двух литературных произведений).
10. Причина появления вечных образов в литературе. Размышления и комментарии на примере выбранного студентом образа, например: Сервантес «Дон Кихот», Паустовский «Созвездье Гончих Псов», Булгаков «Дон Кихот», Шварц «Дон Кихот», возможен другой герой, например, Дон-Жуан, иной персонаж, например, Золушка: Шарль Перро, Братья Гримм, Е.Л.Шварц.
11. Причина появления вечных образов в литературе. Размышления и комментарии на примере образа Гамлета: Шекспир «Гамлет», Тургенев «Гамлет и Дон Кихот», Блок «Я –Гамлет», Пастернак «Гамлет», Ахматова «Читая Гамлета», Цветаева «Диалог Гамлета с совестью».
12. Поэма: способ передачи авторской позиции. Анализ поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (особенности композиции, развития сюжета, деление на части).
13. Роман в русской классической литературе и роман в стихах «Евгений Онегин»: осуществление гармонического сосуществования героев и автора в тексте романа.
14. Как меняется тема любви в зависимости от доминирующего художественного направления в русской литературе: от Карамзина «Бедная Лиза» до Бунина «Темные аллеи».
15. Русские поэты середины Х1Х века о смысле жизни. (Тютчев, Фет, Никитин, Кольцов, Случевский).
16. Русские поэты первой трети Х1Х века о смысле жизни (Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Дельвиг, Баратынский).
17. Портрет героя и его роль в литературном произведении: сопоставительный анализ портретов Печорина и Обломова, возможны сопоставления двух других героев отечественной литературы.
18. Реалистические произведения Х1Х века: особенности сюжета, композиционного построения, способы предъявления авторской позиции (на примере двух произведений из ряда: Карамзин «Бедная Лиза», В.А.Жуковский «Светлана», Пушкин «Повести Белкина» или «Капитанская дочка», Ф.М.Достоевский «Идиот», Л.Н.Толстой «Анна Каренина» или «Война и мир», Тургенев И.С. «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Дама с собачкой» и др).
19. «Повести Белкина» А.С.Пушкина – пример завуалированной авторской позиции. Анализ идеи литературного цикла в рамках линии: автор- повествователь – герои – читательское восприятие.
20. Роль других искусств (музыка, живопись, архитектура) в литературном произведении. (пример по выбору студента)
21. «Петербургский текст» как особое явление в литературе. (Комментирование на примере 2-3 произведений).
22. Детские образы в русской литературе, их роль в формировании читательского отношения к тексту (на двух примерах литературных образов по выбору студента)
Второй вопрос (в том случае, когда это заранее обозначено преподавателем)
Прочесть одну главу из книги Ю.М.Лотман «Беседы о русской культуре» (любое издание) и рассказать о том, что нового вы узнали из этого чтения.
Примерные вопросы и задания для самостоятельной подготовки
1. Выбрав одно из изученных теоретико-литературных понятий проиллюстрировать его на примере двух литературных произведений.
2. Сравнить и прокомментировать черновую и окончательную редакцию портрета Обломова из романа Гончарова «Обломов».
3. Представление самостоятельно найденной поэмы (или баллады): автор, принадлежность эпохе, особенность композиции, лирический герой, роль автора, авторские отступления. Чем поэма привлекла вас? Чтение и анализ фрагментов. Комментирование сюжетной коллизии.
4. Письменное задание: построить по аналогии с известным алгоритмом ассоциативный ряд. Темы задаются преподавателем
5.Познакомиться с учебником или учебным пособием по теории литературы(любой учебник/пособие, изданный с 2000-х года), имеющий гриф или рекомендацию учебника/ учебного пособия для вузов.
Выбрав для общего знакомства одну главу учебника/учебного пособия, ответить письменно на следующие вопросы:
- какое понятие из области теории литературы объясняется в данной главе, каково его определение?
- с какими другими категориями, понятиями из области теории литературы связано выбранное вами для знакомство понятие? чем объясните эту связь понятий/категорий?
- в каком известном вам художественном тексте бытует данное теоретико-литературное понятие? Приведите в качестве примера цитату и поясните ваш выбор.
6. Выполните в качестве упражнения в узнавании в области теоретико-литературных понятий следующее:
Прочитайте фрагменты из известных классических литературных произведений
А.Пушкин “Капитанская дочка”
“Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом.. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:
-Барин, не прикажешь ли воротиться?”
Н.Гоголь, “Мертвые души» (часть 1, гл. 2)
“Едва только ушел назад город, как уже пошли писать по нашему обычаю чушь и дичь по обеим сторонам дороги; кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор. Попадались вытянутые по снурку деревни, постройкою похожие на старые складенные дрова, покрытые серыми крышами с резными украшениями в виде висячих шитых узорами утиральников. Несколько мужиков по обыкновению зевали, сидя на лавках перед воротами в своих овчинных тулупах”.
И.Гончаров “Обыкновенная история» (глава 1)
“Здесь ты один всему господин, а там, может быть, всякий станет помыкать тобой. И ты хочешь бежать от такой благодати, еще не знаешь куда, в омут, может быть, прости Господи... Останься!
Он молчал.
- Да ты не слушаешь, - сказала она. - Куда это ты так пристально загляделся?
Он молча и задумчиво указал рукой вдаль. Анна Павловна взглянула и изменилась в лице. Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала в лес, дорога в обетованную землю, в Петербург”.
Какое теоретико-литературное понятие связывает три приведенных фрагмента?
7.Найдите в библиотеке один из указанных ниже источников;
1). Прочитайте вступительную статью, прежде чем начнете с ним знакомство.
2). Прочитав вступление, подумайте, какой путь к чтению предлагает автор этой книги? Напишите об этом.
8. Выберите из данного ниже списка литературы один источник, дайте аннотацию к этой книге после знакомства с ней:
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
1. Лихачев Д. Развитие русской литературы. Х-ХVII веков. – СПб.:1998
2.Лотман Ю. О русской литературе. – СПб.: 1997
3. Лебедева О. История русской литературы.XVIII века.- М.: 2000
4. А. А. Диарова, Е. В. Иванова, В. Д. Серафимова; под ред. В. Д. Серафимовой Литература с основами литературоведения. Русская литература ХХ века: учебное пособие для студентов факультета дефектологии педагогических вузов Серия: Высшее профессиональное образование Издательство: Академия ИЦ 2007, 301 с.
5. Волкова, Вершинина, Илюшин: Введение в литературоведение: Учебник для ВУЗов Автор: Вершинина Наталья Леонидовна, Илюшин Александр Анатольевич, Волкова Екатерина Валерьевна/Редактор: Крупчанов Л. М. Издательство: Оникс, 2009 г. Серия: Гуманитарные науки, 416 с.
б) дополнительная литература:
1. Бялый Г.А. Русский реализм конца Х1Х века – Л., 1973.
2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века - М., Наука, 1994
3. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе – Л, 1977.
4. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве. Теоретические подходы и эмпирические исследования. - М., Смысл, 1997
5.Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х -17 вв. Эпохи и стили. – Л, Наука, 1973
6. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма – М., Наука, 1976.
7. Белокурова С.П.: Словарь литературоведческих терминов Издательство: СПБ,: Паритет, 2007 г. 320 с.
8. Критические статьи и речи (в любом издании): Речь «Гамлет и Дон Кихот» И.С.Тургенева, «Лучше поздно, чем никогда» И. Гончаров, «Мотивы русской драмы» Д.Писарев; В.Белинский, одна из статей о творчестве А.С.Пушкина (по выбору студента), Ап.Григорьев одна из статей (по выбору студента).
Художественные произведенияпо программе курса (в любом полном издании, включая электронные носители):
- русская литература: Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», В.А.Жуковский баллады «Людмила» и «Светлана», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» лирика, «Пиковая дама», «Медный всадник», Гоголь, «Тарас Бульба», «Петербургские повести». М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», лирика, Л.Толстой, «Детство. Отрочество. Юность» Ф.М.Достоевский «Белые ночи» или «Униженные и оскорбленные» Гончаров «Обыкновенная история» (по выбору студента), И.С.Тургенев «Ася», Н.С.Лесков «Кадетский монастырь», А.П.Чехов одна из пьес по выбору студента, И.Бунин «Темные аллеи», «Митина любовь». Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, лирика. Ф.Абрамов, В. Шукшин (произведение одного из авторов по выбору студента), В.Белов. С.Д. Довлатов «Чемодан»
- из зарубежной литературы для самостоятельного знакомства: Шекспир «Гамлет» «Ромео и Джульетта», Сервантес «Дон Кихот», Проспер Мериме «Кармен», Байрон одна из поэм по выбору студента, Виктор Гюго «Девяносто третий год», Стендаль «Красное и черное», Андерсен «Старый дом» (в любом полном издании)